Вредные и плохие привычки у детей до года — и такие ли они вредные на самом деле?

Содержание

Вредные и плохие привычки у детей до года — и такие ли они вредные на самом деле

Бывает так, что ожидания родителей относительно жизни с малышом очень отличаются от реальности, и то, что делает ребенок, не всегда удобно для взрослых. Вредные привычки у детей до года связаны главным образом с базовыми потребностями малыша, поэтому вредные они только для родителей, а для ребенка это возможность получить то, что ему жизненно необходимо. Некоторые вредные привычки имеют физиологическую подоплеку. Такие привычки убираются легче и быстрее, чем психологические.

Если же говорить о привычках, вызванных психологическими причинами, то тут нужно набраться терпения и получить кое-какие представления об особенностях младенческого возраста. На данном этапе многие «неудобные» явления более чем нормальны, поэтому родителям не стоит паниковать и винить себя в том, что они сформировали плохие привычки у ребенка.

Попробуем разобраться, с какими вредными привычками у детей до года обычно приходится иметь дело, какие из них и как можно искоренить.

Неправильный захват маминой груди

Это не редкая проблема, последствия которой ощутимы и для мамы и для ребенка. Маме неправильный захват груди грозит трещинками на сосках и сильной болью при кормлении, малышу – недостаточным количеством молока, поскольку сосать эффективно в такой ситуации не получается и неправильный прикус в будущем.

При правильном захвате обе губки малыша должны быть как бы вывернуты наружу, причем во рту должен находиться не только сосок, но и ореола. Если малыш берет грудь не правильно, не нужно терпеть боль и неудобства. Аккуратно отнимаем грудь и помогаем малышу в захвате. Как правильно прикладывать к груди.

Иногда проблема неправильного захвата связана с мамиными анатомическими особенностями – так называемыми плоскими сосками. В этом случае лучший вариант – использовать специальные накладки для груди.

Сосание пальчика

Сосание пальчика или даже целого кулачка окутано огромным количеством разных мифов и страшилок. В действительности же за этим нежелательным поведением стоит недостаточное удовлетворение сосательного рефлекса крохи или чувство тревоги. О том, почему малыш может тянуть ручку в рот, и как ему помочь избавиться от этой некрасивой манеры, можно узнать из статьи http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/kak-otuchit-rebenka-sosat-paltsyi.html.

Сосание или кусание губ, щек, языка

Родители малышей могут замечать, что ребенок посасывает или кусает губы, язычок, внутреннюю поверхность щек. Эта привычка не эстетична и может приводить к микротравмам во рту, поэтому ребенку нужно помочь избавиться от нее, ликвидировав причину.

Чаще всего таким образом проявляется недостаточное удовлетворение сосательного рефлекса. Если вы замечаете эту привычку у своего малыша, попробуйте чаще предлагать ему грудь. Пустышка здесь не очень удачный вариант решения проблемы, потому что для ребенка это все же инородный предмет, который тоже не в полной мере покрывает потребность в сосании. Однако для искусственников пустышка будет лучшим вариантом, нежели губы или язычок.

Интерес к половым органам

Привычка ребенка трогать свои половые органы всегда настораживает взрослых. Ни с каким физическим удовольствием эта привычка не связана, никакого эротического подтекста в ней нет. Явление это исключительно психологическое, указывающее на беспокойство и повышенную тревожность.

Как отучить ребенка трогать половые органы? Самое первое – не ругать детку за это и не акцентировать внимание. Мягко переключать на другие действия, убирать ручки «оттуда» и снижать тревожность. Последнее можно делать, увеличивая частоту физического контакта: чаще обнимать, брать на руки, доброжелательно разговаривать с малышом. Можно позамечать, в каких ситуациях ребенок начинает теребить половые органы, подумать, что в этих ситуациях общего и что, предположительно, является стрессовым фактором. После такого анализа можно действовать на опережение, и, например, брать ребенка к себе на руки еще до того, как он начал тревожиться и проявлять беспокойство.

Младенческая тревога: дергание волос, раскачивание в кроватке и битье головой о подушку

Достаточно серьезными признаками высокой тревожности является дерганье себя за волосы и раскачивание в кроватке. У детей, живущих в семье, такие проявления – большая редкость. Обычно эти проявления характерны для состояния эмоциональной депривации, то есть изоляции от любящего взрослого, которым страдают отказники.

«Лечение» этой проблемы — налаживание контакта со взрослым человеком, который может обеспечить вниманием и любовью.

Засыпание только после укачиваний

Укладывание детки в некоторых семьях превращается в настоящее испытание для родителей, потому что карапуз отказывается сам засыпать и отходит ко сну только после укачиваний.

До определенного возраста дети действительно не умею сами засыпать. Это связано со спецификой развития нервной системы. Причина в том, что процессы возбуждения и торможения нервной системы у крохи еще не отрегулированы, и ребенок просто не может усилием воли расслабиться, закрыть глазки и заснуть. Ему обязательно нужен внешний успокаивающий и расслабляющий фактор.

Покачивания – это как раз те ощущения, которые сопровождали кроху до выхода в большой мир, именно так воспринимается плодом ходьба и любые изменения положения тела будущей мамы. Укачивание для ребенка – способ успокоиться и расслабиться.

Надо ли подавлять эту привычку и давать ребенку прокричаться до тех пор, пока он, вымотанный криком, не уснет сам? Решение только за вами, дорогие родители. Да, таким способом можно выработать привычку засыпать самостоятельно, но если ориентироваться на интересы ребенка, то лучше не создавать у него ощущение дефицита маминой любви и внимания.

Сон вместе с родителями

В вопросе совместного сна нет однозначного ответа. Кто-то доказывает, что карапуз сразу должен привыкать к своему месту и спать в своей кроватке, поэтому его нахождение в родительской постели это настоящая дурная привычка. Кто-то рассматривает совместный сон как единственную возможность высыпаться всей семьей, поскольку в кроватке малыш то и дело открывает глазки и кричит.

С психологической позиции совместный сон – вещь очень полезная, ведь в такой близости дети чувствуют себя безопасно, по первому крику получают грудь.

В вопросе совместного сна важно найти компромисс между потребностями ребенка, его безопасностью и комфортом родителей. Если вы готовы обеспечить малышу безопасный сон на родительской кровати (например, отгородив его специальной подушечкой), да еще при этом и мама, и папа высыпаются и не страдают от присутствия крохи во взрослой постели – совместный сон для вас. Если же по каким-то соображениям это не удобно – лучше оставлять малыша на ночь в собственной кроватке или перекладывать его туда уже заснувшим.

Хочу на ручки!

Страшилок на тему приучения к рукам в родительских кругах тоже просто масса. Если с рождения не отказывать малышу в том, чтобы находиться на руках у мамы, подрастая, ребенок действительно будет спокойнее себя вести только на руках. Это особенно четко проявляет себя у детей первого года жизни, поскольку такие крохи еще не способны к полноценному самостоятельному перемещению в пространстве.

Для большинства современных мам «ручной» период становится проблемой, ведь женщина буквально ощущает себя привязанной к ребенку. И если не углубляться в смысл «ручного» периода, то можно действительно воспринимать его как вредную привычку и следствие избалованности. Однако эволюционно ребенку положено находиться на руках у матери, поэтому лучше позволить крохе насладиться этим своевременно.

Пожалуй, мы назвали основные вредные привычки, с которыми приходится встретиться родителям малышей. Как видно, вредными эти привычки являются лишь условно, поскольку происходят не от испорченности или избалованности. За этими привычками стоят нормальные, здоровые потребности ребенка или некие физиологические особенности мамы и малыша.

Кое-что из таких привычек можно исправить в два счета, какие-то вещи требуют больше времени, терпения и душевных сил. Мамам и папам обязательно стоит быть очень наблюдательными, внимательными к поведению малыша, отмечать любые изменения и новые детали, чтобы как можно скорее отреагировать и убрать привычку на корню.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Ребенок грызет ногти. Причины возникновения вредной привычки, ее последствия и методы по ее искоренению. Использование горького лака. Рекомендации родителей и детских психологов — http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/rebenok-gryizet-nogti.html

Дурные привычки — видео от доктора Комаровского

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Вредные и плохие привычки у детей до года

У маленького ребенка часто развиваются различные привычки, которые у родителей вызывают определенные неудобства или беспокойство. У детей, которым еще не исполнился год, привычки, как правило, связаны с их потребностями. Для малыша это возможность получить нечто желаемое, а для родителей – неудобство. Вредные и плохие привычки у детей до года могут иметь как физиологическую, так и психологическую причину. С первыми бороться проще, чем со вторыми.

Чтобы разобраться в психологических причинах привычек, необходимо знать о некоторых особенностях детей до года. В этот период многие явления, которые кажутся вам странными и вызывают беспокойство, являются нормой. Зная об этом, родители смогут успокоиться, и не будут переживать по поводу того, что научили ребенка чему-то неправильному.

Вот несколько распространенных вредных привычек, которые можно наблюдать у детей в возрасте до 1 года. Как с ними бороться?

Неправильный захват груди при кормлении

Такая проблема встречается часто. Она может привести к неприятным последствиям для малыша и для его мамы. При неправильном захвате у женщины могут трескаться соски, а при кормлении она будет ощущать боль. Малыш же не сможет получить столько молока, сколько ему необходимо. Кроме того, в результате такой привычки у него может развиться неправильный прикус в процессе взросления.

Когда ребенок правильно захватывает грудь, его губки выворачиваются. Он должен захватить и ореолу, и сосок. Если вы наблюдаете нарушение, нужно осторожно отнять грудь, а затем помочь крохе захватить ее правильно. Это поможет маме избавиться от дискомфорта, а крохе – избежать проблем в будущем.

Иногда ребенок неправильно захватывает сосок из-за того, что у мамы плоские соски. В этом случае следует воспользоваться специальными накладками.

Сосание пальчика

Эта привычка связана с различными приметами и мифами. На самом деле, это проявляется при тревоге или при неудовлетворенном сосательном рефлексе. Чтобы предотвратить проблему, нельзя лишать кроху возможности питаться материнским молоком. В процессе кормления дети не только питаются, но и ощущают контакт с мамой. Исследователи установили, что дети, которые очень часто получают грудь, практически не страдают от этой привычки. Чтобы предотвратить развитие этой вредной привычки, ребенок должен как можно меньше подвергаться стрессам и больше общаться с мамой. Он должен ощущать внимание и ласку.

Сосание или кусание губ, щек, языка

Маленькие дети часто могут кусать губы или язык, а также щеки изнутри. Это выглядит не эстетично. Кроме того, во рту могут образовываться небольшие ранки и травмы. Родители должны позаботиться о том, чтобы кроха забыл об этой привычке. Для этого необходимо устранить причину явления.

Эта привычка проявляется из-за неудовлетворенного рефлекса сосания. Если вы заметили, что малыш часто возвращается к таким действиям, попробуйте как можно чаще прикладывать его к груди. Заменять его пустышкой не стоит, ведь при ее сосании потребность все равно полностью не удовлетворяется. Это значит, что этим способом решить проблему не удастся. Но если вы кормите кроху искусственным питанием, можно предлагать и пустышку.

Проявление любопытства к половым органам

Иногда у детей появляется привычка трогать половые органы. Это может вызвать у молодых родителей тревогу. Но на самом деле это не связано с физическим удовольствием. Привычка имеет психологический подтекст. Так бывает, когда кроха обеспокоен или встревожен.

Чтобы отучить малыша от таких действий, его нельзя за это ругать и привлекать к этому явлению внимание. Осторожно попробуйте отвлечь на что-то другое, старайтесь снизить уровень тревожности крохи. Чтобы этого добиться, как можно чаще обнимайте ребенка, держите его на руках, ласково с ним разговаривайте. Понаблюдайте за тем, в каких именно ситуациях проявляется эта вредная привычка. Возможно, малыша тревожит что-то конкретное. Такие наблюдения помогут выявить причину, которую после этого будет проще устранить.

Ребенок дергает себя за волосы, бьется о подушку, раскачивает кровать

Это довольно тревожные признаки. Дети, которые живут в нормальной семье, такое поведение проявляют очень редко. Как правило, это проявляется у тех детей, от которых отказались родители. Чтобы избавиться от вредной привычки, необходимо окружить кроху любовью и вниманием.

Кроха засыпает только после укачивания

Родителям иногда бывает очень непросто уложить малыша спать. Дети иногда могут уснуть лишь после того, как их укачают. До конкретного возраста ребенок действительно не может самостоятельно уснуть. Это связано с особенностями нервной системы детей. У них еще недостаточно отрегулировано торможение и возбуждение. Самостоятельно расслабиться малышу очень трудно. Поэтому ему так необходимо укачивание.

Когда малыш находился в утробе матери, все передвижения мамы он воспринимал как покачивания. Именно поэтому процесс укачивания является для него хорошим способом расслабления.

Стоит ли искоренять эту привычку у ребенка? Некоторые родители специально его не укачивают, чтобы кроха научился засыпать самостоятельно. Но первое время он засыпает от того, что устает кричать и плакать. Искоренять эту привычку или продолжать укачивать – это решение родителей. Если вы приучите малыша засыпать в одиночестве, то облегчите себе жизнь. Но тут есть и обратная сторона. Ведь таким способом вы лишаете ребенка ласки и любви перед сном. Когда вы его оставляете, он чувствует себя брошенным.

Сон с родителями

По этому вопросу специалисты не дают конкретного ответа. Часто их мнения расходятся. Кто-то говорит, что эта привычка очень плохая. Они считают, что малыш с самого начала должен иметь свое место, привыкать к нему. Другие говорят, что сон ребенка с родителями – это возможность всем вместе выспаться. Ведь когда кроха спит в отдельной кроватке, он часто просыпается и будит родителей своим криком. Им приходится вставать.

Если смотреть с точки зрения психологии, то совместный с родителями сон приносит пользу крохе. Он всегда чувствует, что родители рядом, знает, что мама сразу же его накормит при необходимости.

В этом вопросе важно отыскать золотую середину. Нужно обеспечить спокойствие крохи, его ощущение безопасности, а также комфорт молодых родителей. Если вы хотите, чтобы ребенок спал на кровати вместе с вами, можно отгородить его для этого специальной подушкой. Но при этом родители должны хорошо высыпаться и не испытывать дискомфорта от того, что малыш спит с ними. Но если при этом возникают какие-либо трудности, лучше всего приучить кроху к кроватке. Еще один вариант – переложить его после того, как он уже уснул.

Малыш хочет на руки

Существует масса страшилок о том, что нельзя приучать кроху к рукам. Действительно, если при беспокойстве с раннего детства брать ребенка на руки, то в дальнейшем он будет чувствовать себя хорошо и спокойно только в этой ситуации. Особенно такая привычка проявляется в возрасте до года. Ведь дети в этом возрасте еще не могут сами ходить.

Современные мамы, как правило, очень заняты. Когда малыш часто просится на руки, у них это вызывает неудобства. Некоторые воспринимают это как вредную привычку, так как считают, что кроху избаловали. Но такое поведение заложено природой. Ребенок просто должен быть у мамы на руках. Поэтому полностью отказывать ему в этом нельзя.

Вредные привычки у ребенка

Сосание большого пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец. Ёрзанье на стуле, ковыряние в носу, привычка сутулиться или чрезмерная жестикуляция. Большинство из подобных привычек не представляют никакой опасности, но плохо то, что со временем окружающие будут смеяться над ребенком. А если это станет взрослой привычкой, может оказаться серьезной помехой в жизни.

Директор крупной компании на совещании в носу ковыряться не должен. Президент Грузии едва ли должен даже в трудной ситуации жевать свой галстук.

Если у вашего ребенка одна-две вредные привычки, и выражены они не сильно — это значит, что у вас нормальный ребенок, а вы отличные родители. Конечно, вы потихоньку будете своего ребенка от этих привычек отучать, приучать к более адекватному поведению, и можете быть уверены: через месяц, через год или несколько лет все эти привычки у вашего ребенка исчезнут. Все — в порядке!

Другое дело, когда у вашего ребенка вредных привычек много, если уходит одна — на смену ей приходит другая, и с возрастом ситуация как-то не улучшается — это ситуация более трудная. Диагноз: вы ребенка запустили, и хорошими родителями вас назвать трудно. Вредные привычки вашего ребенка — сигнал о том, что у вас в семье и в жизни ребенка не все хорошо, и подсказка вам о том, что собой и ребенком нужно заниматься.

Можно, конечно, и не заниматься, только тревожиться и ругаться на ребенка — но это значит, что со временем к вредным привычкам у вашего ребенка появится и проблемное поведение. А иногда — и отклоняющееся, и асоциальное. Сейчас сосет палец, а через 10-15 лет будет сосать пиво. Сейчас все тащит в рот, а через какое-то время будет тащить вещи из дома. Если не будете ребенком и собой заниматься, участковый вам будет рассказывать, что у подростков наркотиков быть не должно. Да? Такие перспективы вам не нравятся? Значит, все-таки пришла пора ребенком заняться.

И третий раз подчеркнем: заняться ребенком — значит, заняться собой.

— Он просто у меня ненормальный какой-то, — уже несколько минут жалуется мать, гневно посматривая на ревущего малыша. — Три года исполнилось на той неделе, а он, как маленький, сосет палец. Сколько я ему говорила, сколько я ему объясняла. Все понимает, а делает мне назло. Недаром я не хотела иметь детей. Одни лишь хлопоты и недоразумения.

Такая мама может жаловаться еще хоть несколько часов, но двух последних фраз ее достаточно, чтоб выявить причину навязчивой привычки у ребенка. Он нежеланный и нелюбимый — и это главный пусковой механизм. Любой малыш интуитивно чувствует даже завуалированную нелюбовь. А если явное неприятие? Ребенку — плохо, а сосание пальца его естественным образом успокаивает.

Дурные привычки чаще появляются там, где ребенку — плохо. Отсутствие ласки и теплоты при общении с ним, ссоры родителей, их конфликты, разводы, предоставление малыша самому себе. Впрочем, бывают и другие причины, более медицинского характера. Например, сосание пальца чаще демонстрируют ослабленные болезнями дети, дети с частыми простудными заболеваниями, глистными инвазиями, кишечными инфекциями и невропатией. При алкоголизме родителей предпосылкой этой привычки может быть минимальная мозговая недостаточность.

Дети могут сосать не только палец, но и угол одеяла, а также другие попадающие под руку вещи, правда, обычно одни и те же. Одновременно с сосанием пальца многие малыши делают и еще какие-нибудь навязчивые движения (гладят уши, ковыряют в носу, «шмыгают носом», облизывают губы и т. д.). Очень часто эти движения закрепляются по типу образования условных рефлексов. Например, повторяющийся по нескольку раз в год насморк переходит в привычку «шмыгать носом», а часто пересыхающие губы — к облизыванию их. Чем старше ребенок, тем явственнее и момент подражания.

Привычка грызть ногти обычно появляется позже, начиная с 4-5 лет. Ногти «сами» грызутся и «сами» кусаются, дети даже не знают «когда». А «когда» — это или волнение, или же возбуждение, приносящее беспокойство. Разговор, выступление, ожидание, просмотр фильма — все тревожащее ребенка может сопровождаться грызением ногтей, особенно в тех случаях, когда малыш честолюбивый, а мама с папой хотят в нем видеть «вундеркинда», перегружая его интеллект. И этим усиливая нервное напряжение ребенка, превращая все в заколдованный круг. С одной стороны, родители возмущены «дурной» привычкой дошкольника и требуют ее прекращения, с другой — своими требованиями усиливают ее. Конечно, это не дело.

А что будет — дело? Воевать с дурными привычками — то же самое, что воевать с собственной тенью, если она вам кажется сутулой. Не с сутулой тенью нужно воевать, а себя распрямить. Если наведете порядок в своей жизни и станете хорошим родителем — вредные привычки будут исчезать практически сами. Именно об этом — заботьтесь в первую очередь. Ребенку нужно ваше спокойствие, доброжелательность, веселые игры вместе, похвалы и одновременно приучение к тому, чтобы он вас слушался. Об этом на Психологосе много специальных статьей, начинайте потихоньку перестраивать свою жизнь, а ребенок будет чутким показателем, как у вас идут дела.

Тем не менее, можно подсказать самые простые вещи под отдельные дурные привычки.

Дергает волосы? Не пугайте ребенка «Что ты дергаешь свои волосы, скоро совсем лысой останешься!», нет, напротив успокойте: «Дергать волосы не вредно, это просто тебе же больно. А так от дерганья волос улучшается кровообращение, детки становятся умнее. Лучше все-таки волосы расчесывать почаще, тогда и умнеть быстрее будешь, и это приятнее, чем себя дергать. Попробуй!»

Если сосет пальцы — забинтовывать пальцы плохая идея, мазать их неприятными веществами — можно попробовать, но тоже помогает редко. Творческие родители могут придумать какую-нибудь захватывающую ролевую игру, например, в парикмахерскую, но где делают маникюр только детям с красивыми ногтями и не влажными пальчиками. Были случаи, когда помогало парадоксальное задание: «Соси свои пальцы специально! Я могу делать это вместе с тобой. Пять минут сосания — начали!», но такое задание может помочь только в том случае, если это звучит не как наказание, а как помощь в том, чтобы ребенок начинал это свое действие замечать.

Обязательно прочтите прекрасный фрагмент из работы Милтона Эриксона, где он помог ребенку, внушив ему уверенность в себе — и одновременно дав установку, что скоро сосать пальцы он сам прекратит.

Грызет ногти — нужно помочь в учебе, чтобы ребенок был уверен в себе. Полезно чаще его подбадривать и внушать уверенность в себе. Кстати, неплохо помогает исключить на время возбуждающие мероприятия, типа просмотра захватывающих фильмов и чтения страшных сказок. Тут два смысла — и перевозбуждаться ребенку не следует, и создать ситуацию, когда грызение ногтей оказывается ребенку привычкой невыгодной. Действительно, из-за каких-то ногтей лишать себя классных фильмов? Нет, тут можно и постараться!

И попробуйте вот что: если у ребенка есть дурная привычка грызть ноги или накручивать волосы на пальцы, реагируйте на это не несчастным или недовольным лицом, а веселой требовательностью: «Делаем Солнышко! Улыбочка!». Если ребенок в момент грызения ногтей или вырывания волос начинает светло улыбаться, это, оказывается, часто действительно чудесным образом помогает!

Вредные привычки у детей

Эта статья расскажет о профилактике и способах устранения вредных привычек у детей. А также ознакомит со всеми видами привычек и расскажет причины их появления.

Вредные привычки свойственны многим детям. Для каждого это что-то индивидуальное, поскольку в каждой семье свои правила. Родители ведут себя со своими детьми по-разному: одни запрещают сидеть в компьютере и пить газированные напитки, другие специально включают детям мультфильмы, чтобы они отвлеклись и часто поощряют их неполезными продуктами. Вредные привычки — это неотъемлемая часть периода развития ребенка.

В этом возрасте человек неосознанно совершает большинство поступков, в отличии людей более зрелого возраста, которые стремятся поменять свое поведение. Родителей обязаны не допустить прогресса вредной привычке в жизни ребенка и это есть их главной задачей. Ведь искоренить привычку в дошкольном или подростковом возрасте намного легче, чем бороться с ней всю жизнь.

Виды вредных привычек

Все вредные привычки делятся на две группы:

1. Паталогические – привычки, появившиеся в результате отсутствия родительского внимания и заботы, также могут быть вызваны из-за регулярного физического и чрезмерно жёсткого наказания:

  • грызть ногти (губы, кутикулы);
  • онанизм;
  • выдёргивание волос;
  • удары по собственным частям тела рукой или другим предметом (удары головой об стену);
  • сосание пальцев или собственной одежды.

2. Непаталогические – привычки, перешедшие к детям от родителей. Они не приучают ребенка к гигиене и культуре и показывают плохой пример:

  • ковыряние в носу;
  • чавканье;
  • шарканье ногами;
  • использование слов-паразитов;
  • сутулость;
  • нецензурная речь.

Причины появления вредных привычек

  1. Зачастую причиной является неблагоприятная обстановка в семье и в окружающем обществе. Если ребенку не хватает достаточного количества заботы, поддержки и ласки, он приобретает неприятную наклонность. Она может быть, как и ярко выраженной, так и почти незаметной. Конфликты и стрессы способствуют прогрессу развития вредной привычки. При желании избавиться от вредной привычки у ребенка, родителям следует прекратить скандалы, потому что ребенок считает себя виновником происходящего. Он остро воспринимает разногласия в отношениях взрослых и нервничает при наблюдении этого.
  2. Второй причиной есть эмоциональное равнодушие и безразличие родителей по отношению к ребенку и его интересам.

Такие привычки могут быть и в благополучной семье, в которой присутствует невидимый барьер в общении между взрослым и ребенком. Все вредные привычки, при отсутствии борьбы с ними, могут вызвать комплексы у ребенка. Чем дольше откладывается процесс лечения, тем дольше и сложнее будет устранить психологическое отклонение.

Профилактика и устранение

Профилактика вредных привычек предполагает уничтожение их на начальном этапе.

  1. Чтобы оказать сопротивление вредным привычкам у ребенка, для начала необходимо найти их источник появления. Это может быть окружающая среда или неправильное поведение родителей. Прежде всего, родителям следует чаще поднимать самооценку ребенка, развивать его самодостаточность. Постоянно надо акцентировать внимание ребенка на его достижениях. А самым надежным способом избавления от вредной привычки есть вознаграждение.
  2. Уничтожение пагубной привычки невозможно без наказания.Оно не должно быть жестоким, но справедливым. Наказанием может служить любая работа по дому, которая не оставит времени на дурные мысли. Требуется также собственным примером доказывать ребенку, что без вредной привычки можно жить. Если же это не способствует отказу от привычки, желательно поставить в пример ребенку его кумира, который не одобряет вредных привычек. Нужно помнить, что родители, достигнут эффекта в воспитании ребенка только тогда, когда будут придерживаться единой точки зрения. При серьезной проблеме требуется обратиться к психологу, который найдет подход к ребенку и методы борьбы с вредной привычкой.

Важно не забывать, что ключевую роль в формировании детского характера играют родители. Благодаря им вырастает гармоничная, духовно-богатая, интеллектуально-развитая, творческая личность. Только родители смогут помочь ребенку справиться с вредной привычкой, побороть свои недостатки и приобрести репутацию в обществе. А воспитательный процесс должен быть направлен, прежде всего, на формирование человека, у которого в приоритете здоровый образ жизни.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ

У каждого из нас есть привычки – это наше поведение, предпочтения, склонности, которые за какой-то период времени стали образом жизни. Если человек регулярно занимается спортом, здоровается с соседями в лифте, поддерживает чистоту в квартире, то про него говорят, что он выработал в себе хорошие привычки. К вредным относят привычки, которые негативно сказываются на здоровье самого человека и, кроме того, вызывают брезгливое отношение и неприязнь окружающих.

Вредные привычки у детей часто появляются. Задача родителей – знать, как уберечь ребенка от вредных привычек.

Почему появляются вредные привычки у детей?

Когда ребенок грызет ногти, сосет пальцы, берет в рот ручки, карандаши, не может жить без гаджетов, говорят, что у малыша вредные привычки и сформировались они не в один момент. Психологи утверждают, что одной из главных причин появления вредных привычек у ребенка – недостаток внимания со стороны мамы, но могут быть и другие:

— ребенок хочет привлечь к себе внимание;

— малышу скучно, он хочет успокоиться;

— физические и психологические проблемы;

— ребенок повторяет за старшими;

— сказываются методы воспитания в раннем детстве.

Причина возникновения всех вредных привычек стресс, тревожность, не стабильность нервной системы. В первую очередь необходимо создать в семье психологически здоровую обстановку, поощрять ребенка, уделять ему больше внимания. Помогите школьнику грамотно распределить свободное время, собственным положительным примером пропагандируйте здоровый образ жизни и предпочтения к качественной, полезной еде.

Виды вредных привычек у детей

Рассмотрим основные вредные привычки детей и подростков.

Привычка обманывать.

Дети, часто повторяя за сверстниками, начинают обманывать. Психологи дают родителям и педагогам несколько советов, как помочь ребенку избавиться от вредной привычки:

— демонстрируйте доверие в любой ситуации;

— показывайте любовь, меньше воспитательных указаний;

— не наказывайте ребенка;

— сами демонстрируйте честность и искренность.

Перекусы.

Перекусы между уроками тоже относятся к вредным привычкам. Энергия растущему организму необходима, но, желательно, чтобы она поступала из полезных продуктов, а не из фаст-фудов, чипсов и шоколадных батончиков. Вредная еде может стать причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта и ожирения. Перекусывать на переменах лучше фруктами и чистой негазированной водой.

Жевательная резинка тоже вредная привычка. Во время жевания снижается концентрация внимания, в этой связи ребенок хуже усваивает учебный материал. Жвачка также негативно влияет на пищеварительную систему.

Грызть ручки и карандаши.

Привычка грызть ручки и карандаши таит опасность для ребенка. Школьник может подавиться колпачком или кусочком от карандаша. Малышу необходимо рассказать об опасных последствиях. Можно заменить пластмассовую ручку на металлическую (грызть металл не так удобно) или с наконечником забавного персонажа.

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

Грызет ногти.

Если ребенок грызет ногти, он испытывает внутреннее беспокойство, которое сам не осознает. Поиски причин ни к чему не приводят, можно лишь заметить, что некрасивая привычка проявляется у ребенка в трудной ситуации, при усвоении школьной программы, при чувстве дискомфорта в общении со сверстниками. Строгое воспитание тоже дает толчок к возникновению вредной привычки. С возрастом привычка остается лишь у 15% взрослых. Статистика неутешительна – более 40% подростков грызут ногти.

Чтобы помочь ребенку избавиться от вредной привычки, родителям следует постараться создать дома спокойную обстановку и убедительно донести информацию о вреде привычки для здоровья. Покажите под микроскопом

наличие опасных микробов, которые находятся под ногтями, и какой вред они несут организму, попадая внутрь.

Ябедничает.

В три года малыш не осознает, что ябедничает. Он просто делится с мамой ситуацией, которая его беспокоит. В более старшем возрасте ребенку следует объяснить разницу между ябедничеством и важной информацией. Например, если, кто-то попал в беду, конечно, нужно рассказать взрослым – это ответственный поступок. Причина ябедничества в неспособности ребенка самостоятельно справляться с ситуацией, поэтому он и обращается к взрослым. Нужно приучать ребенка к самостоятельности.

Вредные привычки у детей школьного возраста

К наиболее частым привычкам детей такого возраста могут относиться все те, что могут быть и у детей дошкольного возраста, в особенности, если никто не работал над их устранением. Кроме того, в школьные годы могут наблюдаться:

Зависимость от гаджетов.

Компьютеры, телефоны, планшеты – прогресс цивилизации, от которого никуда не денешься, полностью запретить ребенку пользоваться гаджетами бессмысленно. Родителям следует регламентировать время, проводимое за электронными приборами, чтобы не испортилось зрение, не развился сколиоз, не начались проблемы с лишним весом.

Курение, алкоголизм, наркотики.

Подростки менее подвержены влиянию родителей, в пубертатном периоде они сталкиваются с такими пороками человечества, как никотин, алкоголь и другие, ещё более опасные, вредные и дурманящие средства. В школьном возрасте существует наибольшая опасность, что ребенок попадет в плохую компанию и попробует все выше перечисленное.

Как бороться с вредными привычками?

Негативное влияние вредной привычки на детей велико. Нужно набраться терпения, внимания, заботы, чтобы избавить ребенка от них. Есть несколько способов профилактики вредных привычек у детей.

  1. Игнорирование. Если вы много времени уделяете слабостям ребенка, ругаете его за них, наказывайте, то последствия могут возникнуть не те, которых вы ждали. Возможно, что ваши поступки сформируют негативный эффект, и ребенок, наоборот, чтобы привлечь ваше внимание, будет делать вам назло. Поэтому лучше не обращать внимания на нежелательные действия, и тогда появится шанс, что малыш сам избавится от привычки.
  2. Комплимент и вознаграждение. Один из прекрасных методов – это хвалить сына или дочь за появление хороших привычек. Пусть ребенок видит, что вы оцениваете его по достоинству и вознаграждаете отличное поведение. Это поможет развитию моральных качеств и отказу от вредных привычек.
  3. Обучение. Ребенок сам захочет и сможет отказаться от плохих привычек, если мама и папа смогут ему четко и понятно объяснить, почему и как они приносят вред физическому и душевному здоровью. Нужно подобрать правильные слова, которые бы подействовали на малыша. Тогда ребенок поймёт ваши аргументы и сознательно захочет отказаться от вредной привычки.
  4. Постепенность. У человека может быть несколько плохих привычек, и не стоит пытаться за один раз решить все трудности. Необходимо работать по порядку. Влияние вредных привычек на людей не подлежит сомнению, поэтому возьмите сначала привычку, которая наносит наибольший вред. Не надо спешить. Не нужно терять самообладание в процессе воспитания ребенка. И уж тем более нельзя ставить своего малыша в неловкое положение, обсуждая его проблемы при других людях. Все деликатные разговоры нужно вести наедине.

  • Нахождение причины. Любой наш поступок имеет в своем корне некую причину. Такой может стать стресс. Нервное напряжение у ребенка появляется из-за ссор в семье, трудностей в учебе, конфликтов с друзьями, проблем с педагогами и даже из-за личной душевной травмы. Поэтому мама и папа должны внимательно следить за жизнью детей, узнавать, что нового происходит в их жизни, спрашивать, могут ли они чем-то помочь. Необходимо открыто разговаривать с ребенком, наблюдать за ним, чтобы понять причину его нервного напряжения. Выслушайте сына или дочь, наберитесь терпения. Скажите, что вы очень любите своего малыша и всегда готовы поддержать его.
  • Самоконтроль. Любой малыш с раннего детства копирует поведение родителей. Поэтому очень необходимо следить за своими жестами, мимикой, словами и действиями. Нельзя требовать от ребенка идеального поведения, если поступки самих взрослых оставляют желать лучшего. Поэтому понаблюдайте сначала за собой. Возможно, малыш взял плохую привычку от вас, поэтому вам вдвоем придётся исправлять ее.
  • Установка правил. Во время воспитания очень важно установить определенные границы. Объясняя ребенку последствия его неправильных поступков, вы помогаете ему контролировать свои плохие привычки. Все правила должны быть заранее регламентированы, оговорены и одобрены сыном или дочерью.
  • Формирование моральных качеств. У малыша нужно поддерживать стабильность настроения. Сделать это не так уж сложно: важно увеличивать уровень доверия между вами, во всём его поддерживать. Иногда давайте ребенку возможность самому принимать решения в своей жизни. Это поможет сформировать самостоятельность, ответственность и уверенность в себе. А эти позитивные качества, в свою очередь, помогут вашему сыну или дочери избавиться от вредных привычек.
  • Вредные привычки у детей: как отучить?

    Вредные привычки есть не только у взрослых. Ковыряние в носу, сосание пальцев, привычка грызть ногти нередко доводят до остервенения даже самых спокойных родителей. Почему же у детей появляются эти вредные привычки и что с этим делать?

    Фото — фотобанк Лори

    Ищем причины вредных привычек у детей

    Хотя, на первый взгляд, детские вредные привычки (специалисты их называют аутостимуляциями) могут казаться довольно безобидными, на самом деле всё не так просто. Они не появляются сами по себе, без причин. Почему у ребёнка вдруг появились вредные привычки, можно узнать. Нужно только понимать, где искать.

    Причина первая. Отсутствие родительской любви

    Уже давно было замечено, что детские вредные привычки чаще встречаются у ребят, чьё раннее детство прошло вне семьи. И неважно, по каким причинам они оказались разлучёнными с родителями. Жизнь в детском доме или даже обычная больница, если домашнему ребёнку пришлось одному долго лежать в ней, приводят к тому, что у малышей формируются устойчивые нежелательные привычки.

    Усыновители нередко рассказывают, как их дети, которых только взяли в семью, могли часами раскачиваться из стороны в сторону, сосали пальцы или даже выдёргивали волосы на теле. Всё это — последствия повышенного уровня тревожности, который почти неизбежно формируется у детей, долгое время лишённых родительской любви и заботы.

    Причина вторая. Слишком «правильное» воспитание

    Нередко подобные привычки появляются и у домашних малышей. И причиной тому, как считают специалисты, во многих случаях становится излишняя увлечённость родителей «правильным» воспитанием. Как часто можно услышать советы «знающих» людей: не укачивайте ребёнка, реже носите на руках, пораньше отучайте от соски, меньше развлекайте во время бодрствования. На деле же именно те малыши, которых укачивали, часто брали на руки, которым пели колыбельные и уделяли много внимания, почти никогда не приобретают вредные привычки.

    Причина третья. Раннее отлучение от груди

    Увы, не все мамы по разным причинам могут долго кормить детей грудью. А это тоже повышает вероятность приобретения склонности к аутостимуляциям.

    В моём близком окружении был яркий пример такого случая. Две двоюродные сестрёнки были почти ровесницами и обеих пришлось рано перевести на искусственное вскармливание. Родители одной из них извели пустышки как класс, едва только дочке исполнился годик, а её сестра пользовалась соской до двух с половиной лет. Первая девочка вскоре начала тянуть в рот буквально всё, что попадалось под руку. Дошло даже до того, что она начала грызть карандаши, ручки, пластиковые ложки и, если взрослые не успевали остановить её, буквально за секунды превращала их в опилки и мельчайшую труху. Вторая малышка в аутостимуляции не нуждалась, у неё была соска, которая помогала ей успокоиться и от которой она потом отвыкла безо всяких проблем.

    Поэтому родителям рано отлучённых от груди малышей педиатры советуют использовать традиционный заменитель — пустышку. И нет ничего страшного в том, если ребёнок будет сосать её до двух лет или даже чуть больше.

    Причина четвёртая. Недостаток телесного контакта

    Часто во власть привычных действий отдаются дети, которым остро не хватает положительного (!) телесного контакта. Крепкие объятья, нежные поглаживания, весёлая возня малышам и даже ребятам постарше жизненно необходимы. И если дети их не получают, то могут компенсировать недостаток всего этого при помощи вредных привычек.

    Причина пятая. Неустойчивая нервная система

    Разумеется, даже дети, которые живут в любящих семьях, где им дают всё необходимое, от продолжительного грудного вскармливания до чуть ли не круглосуточного ношения на руках, всё равно и пальцы сосут, и постоянно перебирают разные предметы. В этом случае речь, скорее всего, идёт о малышах с неустойчивой нервной системой, а «виноваты» в этом перенесённая гипоксия (кислородное голодание), слабый иммунитет (и, как следствие, частые простудные заболевания) и врождённые особенности.

    Действительно ли вредные?

    Многие родители интересуются, а действительно ли аутостимуляции вредны? Ну, казалось бы, чего уж такого особенно страшного в привычке, например, накручивать на палец волосы? А среди взрослых крайне редко встретишь тех, кто сосёт пальцы или грызёт ногти. Поэтому и распространено мнение «подрастут — пройдёт».

    Однако возникновение подобных привычек говорит о сложностях с адаптацией к окружающему миру, недостатке внимания, постоянном стрессе и других проблемах.

    Да, «несерьёзные» привычки, такие, как ковыряние в носу, раскачивание (если оно не происходит слишком часто), обгрызание ногтей (в лёгкой форме), действительно, не сказываются на развитии ребёнка и чаще всего проходят сами, без каких-либо дополнительных действий. Но внимание родителей к детским проблемам, о наличии которых и сигнализируют вредные привычки, желание помочь, готовность дать ещё больше любви и нежности способны сделать наших детей более счастливыми и быстрее избавить от ненужного груза вошедших в привычку действий.

    Есть особенно тревожащие родителей вредные привычки: жевание языка, надкусывание (причём сильное, нередко до крови) внутренней поверхности щёк, выдёргивание волос на теле, голове, а также ресниц и/или бровей. Паниковать не нужно: какими бы пугающими они не казались, далеко не всегда они свидетельствуют о расстройствах психики ребёнка. Скорее всего, ситуация не такая уж страшная и запущенная. Но в этом случае консультация врача обязательна.

    Стоит обратить внимание и на ситуации, когда незначительные, на первый взгляд, привычки приводят к тому, что ребёнок замыкается, уходит в себя, старается избежать общения с окружающими и часами раскачивается или беспрерывно сосёт руки. Такого малыша тоже нужно показать врачу.

    Важно не перепутать

    Иногда родители обращаются к специалистам с жалобами на вредные привычки детей. В беседе выясняется, что путают с привычками совсем другие проявления. Если ребёнок часто передёргивает плечами (словно от холода), постоянно подкашливает, прочищает горло, не болея при этом, гримасничает и т. д., то речь идёт о навязчивых движениях, а не о привычках. Они тоже могут возникать от повышенной тревожности или чрезмерной усталости. Но разбираться в причинах возникновения и давать рекомендации всё же должен врач.

    Боремся с вредными привычками

    Что же, кроме обращения к врачам, могут сделать родители, чтобы избавить ребёнка от вредной привычки:

    1. Не считайте, что проблема в недостатке воспитания. Ругать, запрещать и наказывать ребёнка в этом случае не только бесполезно, но опасно. «Репрессивные меры» могут привести к усугублению проблемы. Ведь ребёнок, которого «отучают» от привычки, испытывает сильный стресс, чувствует себя плохим и ещё больше нуждается в привычном успокоении.

    2. Обратите внимание на то, в каких случаях ребёнок прибегает к аутостимуляциям. Возможно, он «вспоминает» о вредных привычках, когда устал, испытывает тревогу или скучает.

    3. Определив «время икс», помогайте ребёнку избегать «опасных» ситуаций. Разработайте такой режим дня, при котором он будет меньше уставать или у него не останется времени на скуку.

    4. Следите за тем, чтобы физические, умственные и эмоциональные нагрузки соответствовали возрасту и состоянию ребёнка.

    5. Учите малыша радоваться жизни, видеть хорошее, красивое, трогательное и смешное.

    6. Помогите ребёнку найти друзей.

    7. Почаще обнимайте, целуйте малыша, играйте вместе с ним и устраивайте весёлую возню.

    Следуя этим советам, вы сделаете жизнь ребёнка счастливее и комфортнее, поможете ему забыть о вредных привычках. Если же всё-таки время от времени он будет возвращаться к ним, не ругайте, а спокойно скажите: «Не делай так, пожалуйста». Можно и просто взять «занятую не тем» руку малыша, обнять его, отвлечь от привычного действия. Ребёнок должен знать, что вы не одобряете его привычки, но при этом не должен бояться и нервничать. А вот продолжительные нотации или запугивания неэффективны. Дети, как правило, и сами понимают, что делают то, что не следует, но контролировать себя у них не получается.

    А ещё будьте готовы к тому, что избавление от вредных привычек (даже с помощью специалистов) – процесс не быстрый, требующий спокойного, ровного и постоянного внимания. Не показывайте ребёнку свои переживания. Он должен чувствовать, что ничего страшного не происходит, и видеть вашу веру в него. И тогда вредные привычки обязательно останутся в прошлом.

    5 самых вредных привычек годовалого ребенка. Как реагировать маме?

    Вроде ничего такого и не натворил, а мама закипает… Из-за такого крохи? Не рановато ли, мамочка? Ребенок еще маленький, и говорить о формировании вредных привычек пока нельзя. Но что делать и как реагировать, если у малыша проявляются какие-либо повторяющиеся действия, которые уже не умиляют вас (хотя поначалу вызывали улыбку или смех), а начинают мешать, раздражать?

    Откуда берутся эти «вредные» привычки у грудничка, есть ли в них что-то полезное или их нужно искоренять?

    1. Не слезает с ручек

    Малыш начинает признавать только маму и ее руки, отталкивая других родственников.
    Возраст: с 7–8 месяцев до 13–15 месяцев
    Почему это происходит? Так начинает проявляться инстинкт самосохранения — ребенок делит мир на знакомое и незнакомое. Он учится дифференцировать тех, кому можно доверять, и тех, кого стоит опасаться.

    Формируется ближайший круг, в него входят те, кто чаще бывает с малышом, чье поведение ему понятно. Те, кто умеет исполнять его желания правильно, помогает. Как ни странно, такое поведение ляжет потом в основу дружбы и любых социальных взаимодействий.
    Что предпринять?
    Не нужно бороться со страхом незнакомцев — это нормальный этап психического развития крохи.
    Позвольте привыкнуть к новым людям — не передавайте малыша слишком быстро в чужие руки. Пусть родные и друзья играют с ним, когда он на своей территории (на игровом коврике, у вас на руках).
    Чаще держите ребенка не на руках, а рядом, не теряя при этом тактильного или аудиального контакта — поглаживайте его по животу или спинке, массируйте ручки-ножки, говорите с ним, напевайте что-то.
    Привлекайте других родственников к кормлению, прогулкам или купанию, чтобы малыш знал: окружающий мир — это не только мама.
    Важно! После 15 месяцев страх не прошел? Чаще выходите в свет, увлекайте кроху самостоятельной игрой, знакомьте с детьми чуть старше, которые будут ему интересны, но не отказывайтесь от совместного сна.

    2. Ребенок все тянет в рот

    Он начинает не только сосать пальчик (как делал еще в утробе), прорезыватели или соску, но и обсасывать руки, ноги, одеяло и игрушки.
    Возраст: с 3–4 месяцев до 1,5 лет
    Почему это происходит? Так ваш малыш получает информацию об окружающем мире, изучает предметы — твердые они или мягкие, шершавые или гладкие, съедобные или нет.

    Снимает дискомфорт при прорезывании зубов. Десенки у крохи в этот период сильно чешутся, таким образом малютка не только избавляется от зуда, но и уходит от неприятных ощущений, отвлекаясь на сосательные движения.
    Успокаивается и избавляется от эмоционального дискомфорта, если нет возможности успокоиться у маминой груди. Дети тонко чувствуют любое напряжение вокруг. Если потребность в безопасности не удовлетворена, ребенок начинает сосать палец (или то, что попадется под руку как заменитель маминой груди), чтобы успокоиться, ощутить, что он защищен.
    Что предпринять? Уберите все потенциально опасные, особенно мелкие и острые, предметы подальше от малыша.
    Давайте крохе грудь по требованию: полностью удовлетворяйте его сосательный рефлекс.
    Чаще обрабатывайте и мойте любимые «сосательные» игрушки, меняйте постельное и нательное белье и регулярно проводите влажную уборку, чтобы уберечь от бактерий.
    Важно! Если после 1,5 лет привычка постепенно не сходит на нет, стоит серьезно задуматься, что вызывает эмоциональный дискомфорт ребенка.

    3. Играет с едой

    Новое развлечение — размазывать еду по лицу (своему и маминому), по столу, по стенам, лепить комочки, разбрызгивать еду по кухне, плеваться и переворачивать тарелки.

    Возраст: с 7–9 месяцев до 2 лет
    Почему это происходит? Малыш изучает свойства разных продуктов, консистенцию пищи: жидкая, твердая, кашеобразная.
    Учится управлять предметами — с помощью игр с едой кроха может сам совершать действия, видеть последствия, экспериментировать. В такой игре он становится «взрослым», ведь он диктует свои правила. Это очень важно!
    Отстаивает свои границы и осознает желания, учится управлять взрослыми. «Суп горячий, в каше комочки, и вообще у меня нет аппетита» — все эти «послания» можно передать маме посредством игр с едой.
    Что предпринять? Не стоит кормить малыша с ложечки, так он не только не научится есть самостоятельно, но и откажется от взросления — стоит ему запустить кашей в стену, и мама тут как тут, выполняет за него его «работу». Просто помогайте ребенку, направляя руку ко рту.
    Чем старше кроха, тем проще вовлечь его в уборку: это так интересно — повозить тряпкой по полу. Да-да, он не поможет по-настоящему, но станет аккуратнее.
    Важно! Если и в 2 года ребенок ест как поросенок, обратите внимание на пищевые привычки других членов семьи: возможно, он берет с кого-то пример?

    4. Пытается сбежать

    Одеть малыша невероятно сложно, ведь он ни секунды не лежит спокойно, все время переворачивается, ловко выкручиваясь и уползая.
    Возраст: с 9–12 месяцев до 1,5 лет

    Почему это происходит? Ребенок физически развивается — освоил перевороты, ползание, и лежать во время одевания или смены подгузника ему скучно. Вот он и использует каждую минутку, чтобы потренироваться (и маму потренировать).
    Сбрасывает энергию: у детей ее огромное количество. И ее нужно непрерывно тратить (иначе начнутся истерики, плач).
    Что предпринять? Выбирайте более простые варианты: легче надеть подгузники-трусики, чем пытаться ровно застегнуть на уползающем карапузе липучки. Вместо кофточки, регланчика, ползунков, куртки и штанов — человечек и комбинезон.
    Отвлекайте кроху, когда вам нужно провести какую-то манипуляцию: включите песенку, дайте игрушку.
    Важно! После 1,5 лет «побег» — бунт против взрослого. Малышу что-то не нравится (например, одежда натирает или вы слишком нервничаете в процессе).

    5. Бросается вещами

    Роняет игрушку, требует, чтобы ее немедленно подняли, и снова бросает.
    Возраст: 9–12 месяцев
    Почему это происходит? Изменились представления об окружающем мире. Если раньше малыш верил, что вещь существует только тогда, когда он ее видит, то теперь стал догадываться, что она реальна и тогда, когда исчезает из поля зрения.
    Так кроха устанавливает причинно-следственные связи: я уронил — мама подняла.

    Ребенок учится управлять взрослыми. Осваивает принципы социального взаимодействия, догадываясь, что сделать, чтобы получить желаемое.
    Что предпринять? Чем активнее участвовать в этой игре, тем больше она будет нравиться малютке. Но если мама перестанет поднимать и возвращать брошенное, интерес угаснет (что тоже плохо). Не стоит отказываться полностью от этой игры, но можно установить лимит (4–6 подъемов вполне достаточно, а потом займитесь чем-то другим).
    Чтобы каждый раз не поднимать «потерянные» игрушки, привяжите их на ленточки и покажите, как подтягивать их к себе, только следите, чтобы кроха не запутался!
    Важно! К году в норме карапуз переключается на что-то другое. Подобное поведение в более старшем возрасте несет манипулятивную функцию: ребенок показывает, «кто в доме хозяин». Задавайте четкие рамки и сотрудничайте. Он уже все может не только бросить, но и поднять САМ!

    Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

    Вредные привычки у детей

    Здравствуйте, дорогие родители! Каждый из нас старается следить за поведением своего ребенка. Но так как не за горами детский сад и школа, то дети начинают принимать модель поведения окружающих. Родители не всегда рады изменениям, ведь иногда так формируются вредные привычки. Чтобы вести борьбу с такими склонностями, нужно понимать их истинную причину и работать именно над ней.

    Держим руки у лица

    1. Привычка грызть ногти. Зачастую ситуация возникает в возрасте 2-х лет и может держаться в плоть до младшего школьного возраста. Если ребенок грызет ногти, то тут есть две причины – трудности с коммуникацией (начиная от родителей и заканчивая сверстниками) и нервное напряжение. К последнему моменту можно отнести неблагоприятную обстановку в семье. Например, когда родители постоянно выясняют отношения или кричат на малыша. Также проблема с ногтями может быть связана с чрезмерной нагрузкой в учебе. Из-за этого многие ученики младших классов имеют такую привычку. Ведь после «легкого» садика трудно адаптироваться к новым заданиям.
    2. Посторонние предметы во рту. Данная привычка не столь безобидна, как может показаться на первый взгляд, ведь мелкими деталями легко подавиться. Психологи считают, что ребенок или человек, который постоянно тянет что-то в рот, например, ручку или карандаш, в глубине души чувствует нехватку родительского тепла. Существует гипотеза, что такая привычка вырабатывается у тех, кто рано или неправильно был отучен от груди. Поэтому родители должны не просто объяснять малышу, что ротик служит для приема пищи, но и уделять внимание его интересам. Чем ближе будут мама и папа, тем быстрее кроха почувствует комфорт и избавится от такой зависимости.
    3. Сосание пальцев. Обычно проблема возникает у малышей, которые не пользовались соской или рано от нее отказались. Кроме того, стоит понимать, что у детей в возрасте до 3х лет еще ярко выражен сосательный рефлекс. Тревожиться стоит тогда, когда в 4 года эта проблема так сама и не прошла.
    4. Ковыряние в носу. Основа такого поведения лежит в медицинской сфере – слизистая оболочка слишком суха. Это приводит к тому, что малыш испытывает постоянный дискомфорт в виде зуда и чесания. Если ребенок ковыряет в носу, то нужно попробовать повысить влажность в доме. В обратном случае, стоит обратить внимание на себя и членов семьи. Вполне вероятно, что такой пример был взят от взрослых.

    Нравственные привычки

    1. Присваивание чужих вещей. До 5 лет малыши не понимают такие понятия, как «твое», «мое», «чужое». Главная задача родителей – постоянно напоминать ребенку границы дозволенного.
    2. Обман. Тут может быть несколько причин. Во-первых, пример окружающих. Родители должны постараться максимально донести до ребенка, что честность и искренность – важные качества. Это нужно показать и на собственном примере. Во-вторых, обман может возникать на фоне страха наказания. Когда родители жестко карают или раздражаются даже из-за малейшей провинности, то логично, что ребенок будет стараться скрыть истинные вещи. Очень важно понять, каков характер вранья. Например, если это преувеличение своих заслуг, то малышу явно не хватает поддержки и похвалы со стороны мамы и папы.
    3. Ябедничество. Данную привычку стоит переделать в позитивную сторону. Малышу стоит объяснить, что делиться важной информацией – благо, а вот рассказывать обо всех проступках окружающих – не лучшее поведение.
    4. Мат. Это бич современного общества. Многие родители жалуются, что их чадо начало использовать ненормативную лексику после того, как пошел в садик или школу. Во-первых, ни в коем случае нельзя сразу же ругать ребенка, не объяснив причины. В маленьком возрасте малышам свойственно повторять все то, что они слышат от окружающих. Поэтому родители должны сесть и спокойно разъяснить, что есть плохие слова и повторять их ни к чему. Во-вторых, важно следить и за своим поведением, ведь вполне возможно, что проблема не в социуме, а в самой семье.
    5. Зависимость от компьютера или телевизора. Эта ошибка полностью зависит от родителей. Современные мамы и папы не могут или не считают должным уделять много времени своему чаду. Тут нужно составить режим дня, где компьютеру или телевизору будут отведены строго ограниченные часы. Если нет возможности самостоятельно заниматься ребенком, то стоит обратить внимание на различные кружки и секции.

    Вредные привычки у детей формируются из-за неправильного отношения родителей к личности своего ребенка. Чтобы избавиться от сомнительного поведения, отец и мать должны проанализировать себя. Являются ли они истинным примером для подражания?!

    Что способствует формированию привычки?

    Чтобы бороться с привычкой, нужно понимать причину ее возникновения. В основном малыши копируют то, что видели у кого-то. Поэтому для искоренения привычки, стоит подумать над ее причиной возникновения. А это может быть:

    1. Атмосфера в семье. В отличие от взрослых, дети стараются привлечь к себе внимание различными способами. Родителям может показаться, что малыш делает все на зло, но на самом деле, даже крик и брань для него являются вниманием от родителей. Негативные склонности всегда привлекают внимание, что компенсирует нехватку родительской любви, заботы и других эмоциональных проявлений. Поменяв свою позицию по отношению к чаду, можно искоренить его привычку.
    2. Невралгические расстройства. В эту категорию можно отнести привычку грызть ногти. Если ребенок много нервничает и переживает, его нервная система находится в постоянном напряжении. Такому состоянию требуется выход, что может проявляться в постоянном ерзании, грызении ногтей или предметов и т. д. В этом случае кроху нужно показать невропатологу.
    3. Отсутствие доверия между членами семьи. Из-за эмоционального холода малыш не чувствует уверенности в себе, он не знает к кому обращаться с возникающими проблемами. В этом случае вредная привычка становится своеобразным утешением. Не редко такие дети начинают «заедать» свои проблемы, что приводит к избыточному весу.
    4. Личный пример. Если кроха видит, как его родители постоянно матерятся или ковыряются в носу, то нет ничего удивительного, что он повторяет такую модель поведения.

    Если судить объективно, то вредные привычки у детей – проблема психо-эмоционального состояния. Маленькие дети намного восприимчивее к негативным эмоциям, нежели взрослые. В силу возраста, они начинают принимать все на свой счет. Чем больше неурядиц в семье, тем больше сомнительных моментов можно найти в малыше. Самооценка падает вниз. В будущем такой человек может иметь кучу комплексов и проблем в коммуникации.

    По сути, вредные привычки у детей можно назвать начальной стадией невроза. И только от родителей зависит, понадобится ли им профессиональная помощь или они могут с ней справиться сами.

    Вот такие советы помогут позаботиться о будущем детей! Жду ваших комментариев!

    Вредные привычки у детей: как отучить?

    Вредные привычки есть не только у взрослых. Ковыряние в носу, сосание пальцев, привычка грызть ногти нередко доводят до остервенения даже самых спокойных родителей. Почему же у детей появляются эти вредные привычки и что с этим делать?

    Фото — фотобанк Лори

    Ищем причины вредных привычек у детей

    Хотя, на первый взгляд, детские вредные привычки (специалисты их называют аутостимуляциями) могут казаться довольно безобидными, на самом деле всё не так просто. Они не появляются сами по себе, без причин. Почему у ребёнка вдруг появились вредные привычки, можно узнать. Нужно только понимать, где искать.

    Причина первая. Отсутствие родительской любви

    Уже давно было замечено, что детские вредные привычки чаще встречаются у ребят, чьё раннее детство прошло вне семьи. И неважно, по каким причинам они оказались разлучёнными с родителями. Жизнь в детском доме или даже обычная больница, если домашнему ребёнку пришлось одному долго лежать в ней, приводят к тому, что у малышей формируются устойчивые нежелательные привычки.

    Усыновители нередко рассказывают, как их дети, которых только взяли в семью, могли часами раскачиваться из стороны в сторону, сосали пальцы или даже выдёргивали волосы на теле. Всё это — последствия повышенного уровня тревожности, который почти неизбежно формируется у детей, долгое время лишённых родительской любви и заботы.

    Причина вторая. Слишком «правильное» воспитание

    Нередко подобные привычки появляются и у домашних малышей. И причиной тому, как считают специалисты, во многих случаях становится излишняя увлечённость родителей «правильным» воспитанием. Как часто можно услышать советы «знающих» людей: не укачивайте ребёнка, реже носите на руках, пораньше отучайте от соски, меньше развлекайте во время бодрствования. На деле же именно те малыши, которых укачивали, часто брали на руки, которым пели колыбельные и уделяли много внимания, почти никогда не приобретают вредные привычки.

    Причина третья. Раннее отлучение от груди

    Увы, не все мамы по разным причинам могут долго кормить детей грудью. А это тоже повышает вероятность приобретения склонности к аутостимуляциям.

    В моём близком окружении был яркий пример такого случая. Две двоюродные сестрёнки были почти ровесницами и обеих пришлось рано перевести на искусственное вскармливание. Родители одной из них извели пустышки как класс, едва только дочке исполнился годик, а её сестра пользовалась соской до двух с половиной лет. Первая девочка вскоре начала тянуть в рот буквально всё, что попадалось под руку. Дошло даже до того, что она начала грызть карандаши, ручки, пластиковые ложки и, если взрослые не успевали остановить её, буквально за секунды превращала их в опилки и мельчайшую труху. Вторая малышка в аутостимуляции не нуждалась, у неё была соска, которая помогала ей успокоиться и от которой она потом отвыкла безо всяких проблем.

    Поэтому родителям рано отлучённых от груди малышей педиатры советуют использовать традиционный заменитель — пустышку. И нет ничего страшного в том, если ребёнок будет сосать её до двух лет или даже чуть больше.

    Причина четвёртая. Недостаток телесного контакта

    Часто во власть привычных действий отдаются дети, которым остро не хватает положительного (!) телесного контакта. Крепкие объятья, нежные поглаживания, весёлая возня малышам и даже ребятам постарше жизненно необходимы. И если дети их не получают, то могут компенсировать недостаток всего этого при помощи вредных привычек.

    Причина пятая. Неустойчивая нервная система

    Разумеется, даже дети, которые живут в любящих семьях, где им дают всё необходимое, от продолжительного грудного вскармливания до чуть ли не круглосуточного ношения на руках, всё равно и пальцы сосут, и постоянно перебирают разные предметы. В этом случае речь, скорее всего, идёт о малышах с неустойчивой нервной системой, а «виноваты» в этом перенесённая гипоксия (кислородное голодание), слабый иммунитет (и, как следствие, частые простудные заболевания) и врождённые особенности.

    Действительно ли вредные?

    Многие родители интересуются, а действительно ли аутостимуляции вредны? Ну, казалось бы, чего уж такого особенно страшного в привычке, например, накручивать на палец волосы? А среди взрослых крайне редко встретишь тех, кто сосёт пальцы или грызёт ногти. Поэтому и распространено мнение «подрастут — пройдёт».

    Однако возникновение подобных привычек говорит о сложностях с адаптацией к окружающему миру, недостатке внимания, постоянном стрессе и других проблемах.

    Да, «несерьёзные» привычки, такие, как ковыряние в носу, раскачивание (если оно не происходит слишком часто), обгрызание ногтей (в лёгкой форме), действительно, не сказываются на развитии ребёнка и чаще всего проходят сами, без каких-либо дополнительных действий. Но внимание родителей к детским проблемам, о наличии которых и сигнализируют вредные привычки, желание помочь, готовность дать ещё больше любви и нежности способны сделать наших детей более счастливыми и быстрее избавить от ненужного груза вошедших в привычку действий.

    Есть особенно тревожащие родителей вредные привычки: жевание языка, надкусывание (причём сильное, нередко до крови) внутренней поверхности щёк, выдёргивание волос на теле, голове, а также ресниц и/или бровей. Паниковать не нужно: какими бы пугающими они не казались, далеко не всегда они свидетельствуют о расстройствах психики ребёнка. Скорее всего, ситуация не такая уж страшная и запущенная. Но в этом случае консультация врача обязательна.

    Стоит обратить внимание и на ситуации, когда незначительные, на первый взгляд, привычки приводят к тому, что ребёнок замыкается, уходит в себя, старается избежать общения с окружающими и часами раскачивается или беспрерывно сосёт руки. Такого малыша тоже нужно показать врачу.

    Важно не перепутать

    Иногда родители обращаются к специалистам с жалобами на вредные привычки детей. В беседе выясняется, что путают с привычками совсем другие проявления. Если ребёнок часто передёргивает плечами (словно от холода), постоянно подкашливает, прочищает горло, не болея при этом, гримасничает и т. д., то речь идёт о навязчивых движениях, а не о привычках. Они тоже могут возникать от повышенной тревожности или чрезмерной усталости. Но разбираться в причинах возникновения и давать рекомендации всё же должен врач.

    Боремся с вредными привычками

    Что же, кроме обращения к врачам, могут сделать родители, чтобы избавить ребёнка от вредной привычки:

    1. Не считайте, что проблема в недостатке воспитания. Ругать, запрещать и наказывать ребёнка в этом случае не только бесполезно, но опасно. «Репрессивные меры» могут привести к усугублению проблемы. Ведь ребёнок, которого «отучают» от привычки, испытывает сильный стресс, чувствует себя плохим и ещё больше нуждается в привычном успокоении.

    2. Обратите внимание на то, в каких случаях ребёнок прибегает к аутостимуляциям. Возможно, он «вспоминает» о вредных привычках, когда устал, испытывает тревогу или скучает.

    3. Определив «время икс», помогайте ребёнку избегать «опасных» ситуаций. Разработайте такой режим дня, при котором он будет меньше уставать или у него не останется времени на скуку.

    4. Следите за тем, чтобы физические, умственные и эмоциональные нагрузки соответствовали возрасту и состоянию ребёнка.

    5. Учите малыша радоваться жизни, видеть хорошее, красивое, трогательное и смешное.

    6. Помогите ребёнку найти друзей.

    7. Почаще обнимайте, целуйте малыша, играйте вместе с ним и устраивайте весёлую возню.

    Следуя этим советам, вы сделаете жизнь ребёнка счастливее и комфортнее, поможете ему забыть о вредных привычках. Если же всё-таки время от времени он будет возвращаться к ним, не ругайте, а спокойно скажите: «Не делай так, пожалуйста». Можно и просто взять «занятую не тем» руку малыша, обнять его, отвлечь от привычного действия. Ребёнок должен знать, что вы не одобряете его привычки, но при этом не должен бояться и нервничать. А вот продолжительные нотации или запугивания неэффективны. Дети, как правило, и сами понимают, что делают то, что не следует, но контролировать себя у них не получается.

    А ещё будьте готовы к тому, что избавление от вредных привычек (даже с помощью специалистов) – процесс не быстрый, требующий спокойного, ровного и постоянного внимания. Не показывайте ребёнку свои переживания. Он должен чувствовать, что ничего страшного не происходит, и видеть вашу веру в него. И тогда вредные привычки обязательно останутся в прошлом.

    Вредные привычки подростков

    Легче НЕ допустить, чем бороться

    Дети выросли, и более серьезными стали проблемы, с которыми сталкиваются родители.

    Подростки — уже взрослые, но еще дети. Родители, конечно, причислят их к детям, а за рамками дома, где речь идет о выполнении обязательств и ответственности за свои поступки, 13-17-летних индивидов детьми уже не назовут. В этом и состоит сложность возраста. У подростков еще нет достаточного жизненного опыта, но контролировать их действия и указывать, как поступить, — практически не предоставляется возможным.
    Противоречивость в этом возрасте во всем. Что там говорить: сам возраст является противоречивым.

    Подростки как никто другой очень нуждаются в поддержке и одобрении. И если этого они не получают от родителей или недополучают, то тут ЖДИ БУНТА. И вот тут-то подрастающее дитя находит «единомышленников» в лице своих сверстников, старших товарищей, которым так же, как и ему, не хватает самоуверенности в себе. Тут «кстати» оказываются пагубные пристрастия. Сталкиваясь с трудностями, молодые люди пытаются уйти от проблем при помощи дурных привычек. Сюда, конечно, можно отнести любое действие человека, наносящее вред его здоровью. Но самыми опасными и, к сожалению, «популярными» среди подростков являются: употребление спиртного, курение, наркотики.

    Употребление алкоголя
    Если ребенок до 13 лет УЖЕ имеет тягу к алкоголю, то бороться с этой зависимостью крайне тяжело. Все дело в том, что детский организм очень восприимчив, происходит быстрое привыкание, и, как следствие развиваются болезни внутренних органов.
    Зачастую мотивом употребления подростком спиртных напитков является желание выделиться, показать, что он взрослый. Также причиной детского алкоголизма может быть банальная скука.

    Курение
    Никотин представляет собой опасное наркотическое соединение, вредное для организма, особенно для подростка. Среди вредных привычек курение широко распространено в молодежной среде. Кроме того, статистика приводит страшные факты: количество девушек, употребляющих табак, сравнялось с таковым среди юношей.
    ВОЗ ввела запреты на курение в общественных местах, функционирует ограничение по возрасту. Но запреты для подростков, как известно, только разжигают интерес к вредным привычкам.

    Тяга к курению у подростков мотивируется желанием влиться в новую компанию, произвести впечатление, а также стремлением походить на взрослых. И здесь срабатывает механизм подражания. Если парень или девушка смогли преодолеть физическое отвращение после первого выкуривания сигареты, то в последствии эта привычка перерастает в зависимость.

    Наркомания — «белая смерть» — одна из самых пагубных привычек подрастающего поколения. Она с каждым годом набирает обороты. Всем известно, что наркотики способны полностью разрушить и организм, и личность ребенка. Формируется стойкая зависимость.
    Что же двигает подростками? И снова желание быть как все, стремление показать себя в новой компании. В основе употребления наркотиков лежит детский инфантилизм — неспособность самостоятельно принимать решения. Зачастую легче поддаться на уговоры, чем проявить стойкость и отказаться. Желание забыться и испытать новые ощущения — еще один мотив пристрастия.

    Избавление от этого зла происходит очень трудно, а иногда и безрезультатно. Лучше предотвратить, чем потом бороться.

    Родители должны понимать, что вредные привычки для подростков — это своего рода путь, на котором отсутствуют преграды, мешающие двигаться вперед. Появление таких проблем у подрастающего поколения является следствием неблагополучия в процессе его личностного самоопределения. Чтобы этого не случилось, начинать надо не в том возрасте, когда подросший ребенок уже нуждается в признании сверстников, а задолго до этого, в детстве.

    * Важно, чтобы сын или дочь умели что-то делать, что ставило бы их выше других в своей среде: достижения в спорте, художественный вкус, способность зарабатывать на своих способностях деньги и помогать семье — это приносит уважение в компании.
    * Формируйте самоуверенность в ребенке.
    * Показывайте на своем примере, что вы ведете здоровый образ жизни. Иначе, никакие старания не помогут. Если говорить одно, а делать другое, ожидать положительных результатов крайне сложно.
    * Чтобы подросток не увлекся курением и алкоголизмом, у него не должно быть на это времени.
    * Разделяйте его интересы и будьте своему ребенку другом.

    Если заметили, что у ребенка появились какие-либо вредные наклонности, то:
    1. Не кричите
    2. Разберитесь в проблемах и решите их вместе. Как правило, это следствие ссор с одноклассниками, трудностей в учебе, неразделенной любви, нехватки родительского внимания.
    3. Не спешите обращаться за помощью к психологу — это может только отпугнуть ребенка.
    4. Расскажите подростку об истинном вреде, который оказывают на организм курение, алкоголь и наркотики. Без нотаций — только доверительная беседа.
    5. Откажитесь сами от пагубных привычек.
    6. Ребенок должен чувствовать поддержку и понимание со стороны близких, что бы ни происходило.
    7. НЕ налагайте строжайший запрет на алкоголь. Пусть, если уж так хочется, попробует в кругу семьи, а не «где-то за углом».
    8. Помогите подростку найти выход из затруднительных ситуаций, когда, как ему кажется, «нельзя отказаться». Например, разрешите говорить друзьям, что «родители просто «прибьют» меня, если узнают. »
    9. Поощряйте успехи в полезных увлечениях.

    Помимо пагубных привычек, открыто негативно влияющих на здоровье, в современном мире появились и такие, которые наносят вред опосредованно, имеют сложное и долговременное течение.

    Игровая зависимость — проявляется в навязчивом увлечении видео- и компьютерными играми. Сюда относится и патологическая склонность к азартным играм (лудомания). Зависимость заключается в доминировании виртуальности над реальной жизнью человека.

    Телевизионная зависимость. Телевидение стало распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. К сожалению, оно занимает половину (а то и больше) свободного времени практически каждого человека.

    Интернет-зависимость. Пожалуй, самая распространенная вредная привычка молодого поколения. Эта зависимость характеризуется как психическое расстройство. Оно выражается в навязчивом желании войти во Всемирную сеть и в болезненной неспособности из нее выйти.

    От этих привычек отучить совсем нельзя — да и не следует лишать ребенка благ цивилизации. Но здоровые интересы и разнообразная деятельность подростка просто не оставят времени для многочасового проведения за экраном.

    Подросток в силу своего возраста, который характеризуется НЕРАВНОМЕРНЫМ гормональным и психическим развитием, обязательно должен пристраститься к чему-то, и пусть это ЧТО-ТО будет ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ проявлением его личности. Не мешайте ребенку проявлять себя с хорошей стороны — и тогда взросление произойдет быстрее.

    НЕТ! Пристально следить за каждым его шагом и подозревать во всем плохом.

    ДА! Быть внимательным к ребенку, любя и поддерживая его.
    Общайтесь с вашими детьми на различные темы и честно отвечайте на их, порой НЕУДОБНЫЕ, вопросы.

    Ссылка на основную публикацию