8 ужасных привычек маленьких детей, которые являются нормой

Содержание

8 раздражающих привычек ребенка, которые на самом деле являются нормой

Каждый родитель может вспомнить момент, когда их ангел превратился в двухлетнего малыша с ужасным поведением и начал делать раздражающие вещи. В этих случаях родителям часто советуют обратиться к психологу. Но действительно ли эти привычки настолько плохи, что требуют помощи эксперта?

Постоянно задает один и тот же вопрос

Ваш ребенок не просто повторяет одно и то же слово снова и снова, он требует вашей реакции. Иногда мамы не могут понять, чего хотят их дети, и дети расстраиваются, если не получают ответа. Такое поведение может свести с ума даже самых спокойных родителей.

Что происходит:

Повторение — лучший способ вспомнить, как и когда используется то или иное слово, и как его значение меняется в зависимости от ситуации и времени. Дополнительно ребенок тренирует свою интонацию.

Что делать:

Имейте в виду, что повторение — это шаг к овладению речью. Поощряйте своего ребенка, говорите с ним больше: «период повторения» закончится, а вот ваша негативная реакция может вызвать проблемы в будущем.

Не хочет вас слушаться

Утром вы должны отвезти ребенка в детский сад и пойти на работу. Но у них другие планы: они бросают завтрак, бегают, кричат и не хотят чистить зубы. Не лучшее время для драмы, верно?

Что происходит:

По словам психолога Джона Готтмана, детство — это их возможность играть. Для детей игра — основной способ открыть для себя мир. Ваш ребенок просыпается полным энергии, и вы не должны винить его, если ваши планы отличаются.

Что делать:

Пересмотрите свой график. Вы можете попытаться проснуться раньше, чтобы успеть поиграть с ребенком. Если этот вариант вам не подходит, постарайтесь понять их и дайте им по крайней мере 15-20 минут.

Разбрасывает вещи

Ваш ребенок всегда разбрасывает карандаши, игрушки и другие предметы. Кроме того, ребенок может выбрасывать свою соску и кричать до тех пор, пока вы её не вернёте обратно.

Что происходит:

Во-первых, дети склонны к импульсивному поведению и не могут его контролировать, потому что их мозг еще не полностью развит. Во-вторых, разбрасывать вещи — это тоже хороший навык, которым должны заниматься дети: они развивают мелкую моторику и координацию между руками и глазами. В-третьих, когда ребенок бросает что-то, он изучает причинно-следственную связь (если вы бросаете это, оно падает).

Что делать:

Постарайтесь объяснить, какие вещи можно бросать, а какие — нет. Как правило, 2-летний малыш уже может это понять.

Постоянная истерика

Внезапная истерика детей — худший кошмар их родителей. Вначале они плачут, чтобы получить то, что хотят, а потом просто теряют контроль. Все становится еще хуже, если это происходит в общественном месте. Иногда успокоить их практически невозможно.

Что происходит:

У истерик обычно есть глубокие и трудно выясняемые причины происходящего. Это может быть усталость, эмоциональная перегрузка, голод и так далее. В этом случае ситуация, когда вы отказываетесь покупать новую игрушку, может обернуться трагедией. Взрослый может справиться со своими эмоциями, но вот нервная система детей еще недостаточно развита.

Что делать:

Разговаривать и пытаться привлечь их внимание бесполезно. Вначале вы можете попытаться избежать истерики (например, предлагая что-то более интересное для них), или вы можете позволить своему ребенку плакать и успокаиваться самостоятельно. Эксперты не рекомендуют идти на уступки в таких ситуациях.

Всегда говорит «нет»

Милый и тихий ребенок вдруг начинает отказываться от всего, что предлагают им его родители. Они спорят, даже когда речь идет о вещах, которые им нравятся.

Что происходит:

Как правило, период «нет» означает, что ребенок начал осознавать, что он может самоутвердиться. Это обычно происходит, когда ребенку от 2,5 до 3 лет. В конце концов они понимают, что являются личностями, а не частью своих родителей, и пытаются найти себе место в семье.

Что делать:

Будьте терпеливы и не пытайтесь подавить мятежный дух вашего ребенка. Пусть они принимают решения и становятся более независимыми: хорошо, если ваш ребенок решит, что надеть, чтобы пойти в детский сад. Таким образом, ваш ребенок будет больше доверять вам и станет более уверенным.

Часто просыпается ночью

Ваш ребенок ложится спать и обычно просыпается в одно и то же время каждое утро, но внезапно он начинает просыпаться в 3 часа ночи и даже плачет. Чем чаще это происходит, тем сложнее смириться с этой привычкой.

Что происходит:

Нарушения сна обычно возникают из-за эмоций и новой информации, получаемой в течение дня. Если ребенок не хочет спать, он, вероятно, испытал сильные эмоции вечером. И иногда овладение новыми навыками может также вызвать перевозбужденное поведение: детские психологи считают, что дети хотят испытать свои новые навыки настолько сильно, что готовы пожертвовать своим сном.

Что делать:

Сначала попробуйте спланировать все свои мероприятия на первую часть дня. Если ваш ребенок все еще не хочет спать по ночам, не сходите с ума. Проведите некоторое время с вашим ребенком, он, вероятно, успокоится через несколько минут и вернется в кровать.

Плачет без причины

Сегодня вы не позволили своему ребенку посмотреть мультфильм и он начал рыдать, за что вы его наказали. Но вы не учли тот факт, что вчера вы позволили ему смотреть мультфильмы в течение 3 часов, просто чтобы он вас не отвлекал.

Что происходит:

Дети всегда помнят правила игр (особенно, если они заинтересованы в этих играх), и они действительно не понимают, почему ситуация меняется. Таким образом, ваша неспособность удовлетворить их потребности заставляет их чувствовать разочарование.

Что делать:

Будьте логичны, когда дело доходит до ограничений. Не меняйте правила только потому, что вы сильнее и можете это сделать. Установите универсальные правила и следуйте им вместе со своим ребенком.

Не хочет кушать

У вашего ребенка всегда был хороший аппетит, но теперь он отказывается есть даже свои любимые блюда. Порции слишком велики и ребёнок не может доесть всю еду.

Что происходит:

Педиатры выделяют несколько причин, которые могут вызвать потерю аппетита, такие как усталость, растущие зубы или просто желание играть. Но исследования показывают, что новые продукты могут также повлиять на режим питания вашего ребенка. Дети довольно консервативны, и новые вещи их пугают.

Что делать:

Не заставляйте своего ребенка есть, если он не хочет. В 2 года он вполне прекрасно понимает, что сыт. Включение новых продуктов постепенно позволяет им строить позитивные отношения с едой.

А как вы справляетесь с капризами ребёнка?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Странные привычки маленьких детей: когда нужно беспокоиться, а когда – нет

В каких случаях поведение малыша является нормальным, а когда есть поводы для беспокойства, читайте в статье. Здесь описаны наиболее распространенные ситуации, с которыми сталкиваются все родители, и расшифровка секретного языка маленьких детей.

В возрасте 2–3 лет, в преддверии кризиса трех лет, у ребенка могут появляться странные привычки, многие из которых не стоят беспокойства, но полезно знать, какие все же стоит принять во внимание.

От первой улыбки до первого шага — каждое достижения малыша отпечатывалось в вашей памяти. А позже вы порой наблюдаете некоторые странности, вроде поедания катышек с ковра, биения головой о стенку или исследования своих интимных мест в публичных местах. И естественно, что вы ловите себя на мысли: это входит в программный список этапов развития ребенка или пора бить тревогу? В большинстве случае такие чудачества помогают ребенку сохранять спокойствие и чувствовать себя более уверенно в нашем большом мире, но все же полезно знать, почему так происходит и о чем стоит рассказать врачу.

Самоуспокоение

Что нормально?

Когда ребенок в возрасте 2–3 лет испытывает стресс, усталость или скуку, он может себя успокаивать повторяющимися движениями. Например, малыши часто качаются , а иногда и доходят до того, что начинают ритмично биться головой о стенку, пол или перекладины кроватки. Выглядит страшно, но на самом деле вряд ли ребенок способен таким образом причинить себе вред. Чаще всего дети эту привычку перерастают уже к 3 годам. (чтобы все же избежать риска, постарайтесь переместить ребенка на ковер перед вышеупомянутым способом «снятия стресса»).

Некоторые дети успокаивают себя посредством сосания пальца или пустышки. Другие грызут ногти. В младенчестве эти привычки выглядят умилительно, но со временем вызывают удивление и беспокойство. Тем не менее, волноваться не о чем, если до 4 лет, когда постоянное сосание может вызвать проблемы с деснами и с развитием речи, ребенок это делать перестанет. Пальцы, кстати, не единственные излюбленные предметы малышей. Они любят пожевать ковер, грязь, даже еду домашнего животного. Не страшно. Не смотря на свою репутацию переборчивых в еде гурманов, детки любят все исследовать именно во рту.

Что не нормально?

  • Если ребенок раскачивается, бьется головой о стену или выполняет другие повторяющиеся движения весь день напролет.
  • Поедание несъедобных предметов в сочетании с другими тревожными знаками, вроде задержки речевого развития и недостаточной привязанностью к родителям или братьям/сестрам.

Приверженность к ритуалам

Что нормально?

Дети, как и большинство взрослых, стремятся к постоянству и знанию того, что их ожидает. Поэтому это естественно, когда ребенок требует, чтобы вы придерживались распорядка, а малейшее отклонение грозит вылиться в серьезную истерику. Некоторые дети любят высаживать игрушки в одну линию и могут потерять контроль над собой, если хотя бы одной детали не хватает.
Само такое поведение абсолютно нормально, пока ребенок воспринимает это как игру — например, укладывает поезда на станции ровненько на ночь, чтобы они могли поспать.

Что не нормально?

  • Необходимость выполнить привычное дело, даже если оно прерывает еду, сон или другое занятие.
  • Одержимость в выстраивании игрушек, но отсутствие заинтересованность в играх с ними
  • Отсутствие коммуникации и существование в своем мире.

Исследование своего тела

Что нормально?

Если говорить честно, маленькие дети любят ковыряться в носу. То скрытое сокровище, которое они неожиданно отыскали, их очаровывает (и помогает избавиться от назойливых козявок). Приучайте ребенка пользоваться салфетками, а в остальном — не торопитесь. Дети также любят исследовать свои интимные части. Им это приятно, поэтому они могут повторять это снова и снова. Объясните ребенку, что это делать можно, но дома, а не на людях.

Что не нормально?

  • Слишком большая заинтересованность и постоянные прикосновения к своему телу вместо того, чтобы играть, читать и изучать новое.

20+ странностей в поведении ребенка, которые могут говорить о психическом отклонении

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мальчики в 2 раза чаще страдают расстройствами развития, чем девочки. Причины нарушений различны: недоношенность, осложнения при родах, болезнь во время беременности, низкий вес при рождении и так далее. При этом любое расстройство, пусть и незначительно, осложняет дальнейшую жизнь, а вот проявляется с самого детства. Поэтому в наших же интересах вовремя выявить его, чтобы успешно устранить.

Мы в AdMe.ru выяснили, по каким признакам можно самостоятельно распознать наиболее частые нарушения в развитии: аутизм, дислексию, дисграфию и гиперактивность.

Аутизм

Начинает проявляться обычно в возрасте 2 лет, к 5 годам симптомы становятся более заметными. В это время и ставят диагноз. Интересно, что, по статистике, у девочек аутизм встречается в 4 раза реже.

Вопреки устоявшемуся стереотипу, аутизм не мешает людям развиваться и самореализовываться. Главная проблема, с которой они сталкиваются, — трудности в общении, особенно с незнакомцами. Впрочем, важно знать, что при сильном желании аутизм вполне успешно поддается коррекции.

Самостоятельно распознать расстройство можно по не вполне обычному поведению ребенка:

  • Он боится общения с незнакомыми людьми, а во время разговора не может держать зрительный контакт. Неспособен к эмпатии и, как следствие, не умеет сочувствовать: может смеяться, когда кто-то плачет, и наоборот.
  • Склонен к автоматическим действиям. Может раскачиваться, как маятник, ритмично стучать по какой-либо поверхности, расставлять игрушки в ряд по самостоятельно придуманному принципу. Занятие не вызывает скуки, ребенок может делать это в течение нескольких часов. Взгляд в это время обычно отсутствующий.

  • Не чувствует социального контекста: ведет себя одинаково дома, в садике или школе, в гостях у чужих людей. Общается со всеми в одной манере. Может говорить незнакомым взрослым «ты» или, наоборот, обращаться на «вы» к сверстникам.
  • Не может овладеть невербальной техникой общения. Не понимает жесты других людей, сам их почти не использует. В особенно тяжелых случаях отмечается полное отсутствие мимики.
  • Боится любых изменений. Даже незначительная перестановка мебели может спровоцировать истерику или приступ паники. То же самое относится к рациону питания, маршрутам в школу или садик и другим вещам, к которым ребенок привык.

Обладает развитыми рецепторами: любит ощупывать предметы, чувствует тончайшие запахи. Часто пристально рассматривает текстуры дерева, камня и подобных им материалов. Обычно имеет высокий болевой порог и может ради интереса пощипывать или покалывать собственную кожу.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Сокращенно — СДВГ. Вопреки общественному мнению, такое нарушение имеет смысл подозревать у детей не младше 4 лет и только в том случае, если признаки проявляются изо дня в день. Если симптомы есть, но они редки, ребенок абсолютно нормален. Это расстройство успешно лечат, часто медитативными техниками.

Согласно статистике, СДВГ чаще встречается у близнецов и детей, которые родились чуть ранее положенного срока. Также в группе риска мальчики: такое расстройство у них встречается в 3 раза чаще.

На взрослую жизнь влияет слабо: человек принимает необдуманные решения, ведет себя беспокойно и может навязывать свое общество окружающим, с трудом выполняет рутинную сидячую работу.

Обнаружить СДВГ просто. Достаточно обратить внимание на поведение ребенка:

7 ужасных привычек малышей, которые являются нормой

У ребенка завелась новая воображаемая семья или он постоянно ковыряется в носу? Не вытаскивает руки из штанишек, бьется головой об стенку или пытается есть все подряд? Эти и другие ужасные привычки милых малышей рассматриваем вместе с MedAboutMe. Удивительно, но большинство из них — совершенно нормальное явление для маленьких детей!

Битье головой об стенку

Да, выглядит это порой устрашающе. Особенно, если вкладывать «взрослый» смысл выражения «биться головой об стену». Однако для детей в возрасте 1-2 лет — это нормальное явление, как бы дико не было о таком слышать.

Ритмичные повторяющиеся движения помогают торможению при гиперстимуляции нервной системы. Примерно также, как помогают укачивания и езда в автомобиле. Так что то, что тревожит родителей, может успокаивать ребенка.

Если малыш не вредит себе такими движениями и не выбирает эту привычку вместо общения, игр и еды, просто игнорируйте это поведение. Активное внимание в подобных ситуациях может перерасти в манипулятивную тактику, и впредь, когда ребенок будет нуждаться в маминых руках или папиных играх, он может начать сознательно использовать этот прием.

Вместо расспросов и попыток утешить предложите переключить внимание, переориентировать привычку, например: «Если ты устал, попробуй укачать мишку (потереть уши зайца, завернуться в одеяло)».

Руки в брюки

Исследование своего тела и проявления детского онанизма — тип привычки, который также не считается проблемной. Если, конечно, ребенок не отказывается от игры с друзьями или поедания мороженого ради этого занятия. В этом случае надо посетить педиатра, возможно, есть физиологические проблемы, раздражающие органы, или повод для консультации у невролога.

Во всех остальных случаях специалисты советуют не запрещать, но давать рекомендации по поведению: себя не принято трогать в садике, в магазине и в присутствии других людей. И, как правило, малыш склонен к этой привычке, если проводит много времени, скучая и не развлекаясь. Займитесь заполнением досуга ребенка, чтобы ему не было скучно.

Странные вкусы малышей

Нам известна прелестная малышка, подбиравшая за мамой одноразовые контактные линзы, и поедавшая их — как чипсы. К разряду вкусностей у детей могут также относиться клубки пыли, камушки с улицы, несъедобные растения и прочий мусор.

Ребенок использует рот как инструмент для изучения всего вокруг. Это первая причина, почему всякое несъедобное становится как минимум облизанным. Дети также могут экспериментировать или иметь особые оральные потребности: жевать, сосать, мусолить что-либо во рту в детском возрасте — это норма. И хотя взрослые могут помнить о своей былой любви к обкусыванию ручек и ластиков на карандашах или попытках грызть кончик косички, но признать, что клубок ворсинок из ковра, постоянно находящийся во рту, это явление того же порядка, порой непросто.

Все сводится к тяжести проявления привычки и частоте. Если малыш кажется «одержимым» поеданием, например, грязи или наполнителя для кошачьего туалета, пришло время для визита к педиатру.

Ковыряние в носу

Смотреть на это, конечно, не особенно приятно. Но придется признать: ноздри — особо интересные отверстия для изучения, тем более, в детском возрасте. Ключевой навык в такой ситуации — раз за разом сохранять спокойствие и предлагать воспользоваться носовым платком в детской или отправиться в ванную комнату, потому что «никому здесь не нравится за этим наблюдать».

Воображаемые и игрушечные друзья ребенка

Знакомы с малышом, настолько одержимым своими игрушками, что он укладывает их всех перед сном в свою кровать и практически не оставляет места для себя? Или с ребенком, у которого есть целая воображаемая семья? Мы знаем мальчика, который рассказывал соседям, что на даче у него «живет другой папа» (бедная мама!).

На самом деле, если не принимать во внимание некоторых неудобств в кровати или при встрече со знакомыми, это нормальная реакция на начало осознания того, что мир — большой и запутанный. И плюс немного детской фантазии. Мир, который маленькие дети таким образом создают вокруг себя, для них намного более комфортен.

Когда родители признают этот воображаемый мир, они отдают должное детской созидательной активности. Ну а если самый любимый пушистый друг внезапно теряется или должен отправиться в стиральную машину — это не самый приятный момент, но он также предоставляет возможность показать малышу, как можно обходиться без привычных вещей.

Когда идти к врачу? Как правило, у дошкольников не развивается таких проблематичных привычек общаться с воображаемыми и игрушечными друзьями, которые требуют внимания специалистов. Но если раз за разом встреча с реальными сверстниками откладывается в пользу игр с «карлсонами», это уже тревожный сигнал.

Игры с содержимым подгузника и горшка

И так бывает, да. Любознательный малыш стягивает полный подгузник или засовывает ручку в горшок и — о нет! — начинает рисовать, лепить и изучать эту новую субстанцию.

Так происходит чаще, чем можно было бы представить, и обычно это просто заинтересованность в новом материале, вполне, как кажется детям, подходящем для игр. Ведь это было частью тела, так?

Сделайте фекалии не таким уж интересным предметом. Больше игр с пластилином, песком, замков из грязи или возни с соленым или настоящим тестом вполне насытят тактильные потребности. Ну а все остальное — дело профилактики. Горшок придется отслеживать, а подгузник, возможно, крепить скотчем, заправлять внутрь штанишек бодик или осваивать другую, более трудоемкую для самостоятельного снятия одежду.

Вообще странные привычки

Некоторые дети настаивают на комбинезоне в жару или предпочитают ходить весь день только голышом. Другие считают себя собачкой, встречают родителей веселым лаем и пытаются облизывать лицо. Эти глупости и шалости — нормальная фаза развития, помогающая осознавать свое место в этом мире.

Как и другие привычки, эта категория нормальна, пока не мешает обычной деятельности. Возможно, придется несколько раз объяснить, в какие моменты быть собачкой приемлемо, а кого не стоит пытаться облизывать. Терпите, эта прекрасная стадия скоро пройдет. Терпению может помочь небольшая видеосъемка странных привычек и мечты о том, как в будущем мини-фильм будет продемонстрирован на свадьбе подросшего «щеночка», требовавшего массу внимания и облизавшего столько чужих носов в раннем детстве.

Странные привычки у маленьких детей: когда стоит беспокоиться, а когда – нет?

Одни малыши крутят ушки в течение дня, другие сосут пальчики и дёргают себя за волосы, третьи периодически стучат головой о стену, четвёртые ковыряются в носу – многообразие странностей у малышей поражает. При этом следует понимать, когда странные привычки у маленьких детей являются относительной нормой, а когда нужно обращаться за помощью.

При появлении странностей в поведении многие родители, особенно неопытны,е пугаются, начинают ругать кроху либо водить его по специалистам. Но в большинстве случаев достаточно попросту игнорировать такие малоприятные детские выходки.

Странности как этап детского развития

Нередко встревоженные мамочки делятся своими наблюдениями друг с другом: «Моя дёргает себя за локоны во время приёма пищи», «Мой-то бьётся головкой о пол», «Моя постоянно корчит рожицы», «Мой изо дня в день сосёт пальцы» и т.д.

Подобные дурные и, скажем прямо, странноватые привычки (с родительской точки зрения) обычно продолжаются недолго, могут сменять друг дружку и проходят бесследно. Многие родители попросту не обращают внимания на такие странности, справедливо считая, что они скоро исчезнут.

Иное дело, если подобные действия не только не проходят, но и учащаются. К примеру, ребёнок сосёт пальчик в строго определённых ситуациях и всё чаще и чаще. К тому же отучить своими силами либо снизить накал привычки не удаётся самостоятельно.

В таком случае может потребоваться консультация эксперта и специализированная поддержка (иногда фармакологическая). Но чтобы это понять, необходимо подробнее рассмотреть популярные детские выходки и оценить их вероятный «урон» для психического здоровья ребёнка.

Самоуспокоение

К трём годам ребятишки нередко совершают повторяющиеся действия лишь с той целью, чтобы успокоиться в ситуации стресса, отдохнуть или немного «встряхнуться». Некоторые движения и привычки могут выглядеть, прямо скажем, пугающе. Рассмотрим эти странности более подробно.

Ребёнок бьётся головой о стены

Подобные действия встречаются довольно часто, причём в подавляющем большинстве случаев они не приводят к каким-либо серьёзным последствиям, поскольку малыш обычно прекрасно осознаёт своё поведение и не причиняет себе вреда.

Помимо самоуспокоения и желания расслабиться перед засыпанием, битьё головкой о твёрдые поверхности может быть вызвано следующими факторами:

  • желание привлечь внимание (кроха, пару раз заметив, что мама остро реагирует на удар головой об стенку, начинает практиковать подобные действия для привлечения внимания либо манипуляции);
  • истерический приступ (истерика нередко сопровождается агрессивным поведением, при этом негативные эмоции могут быть направлены не на окружающих людей, а на себя);
  • разочарование в чём-то (к примеру, ребёнок, у которого не получилось что-то выполнить, может кричать, стучать головкой об пол либо бить кулаками по затылку);
  • самопознание и восприятие болезненных ощущений (малыш в раннем детстве интересуется своими ощущениями, в том числе и болью, результате чего он может экспериментировать, стуча головой о пол);
  • недомогание (крохи часто бьются лбом по причине гриппа или простуды, прорезывания зубов, отита, высокого внутричерепного давления).

Что делать родителям?

Чаще всего все действия заканчиваются максимум синяками, поскольку ребёнок не причиняет себе серьёзного вреда, однако что-то делать всё-таки нужно. Прежде всего, нужно твёрдые поверхности обернуть мягкими тканями, чтобы смягчить удары.

Помимо того, нужно всячески успокаивать малыша, например, купать его с соответствующими ароматическими маслами (при условии отсутствия аллергии), исключить ругань и крики, включать метроном, его ритмичное звучание сможет успокоить ребёнка.

Сосание пальца или одежды

Когда дети вырастают на естественном вскармливании и сосали мамину грудь столько, сколько было нужно, такая малоприятная особенность, как толкание пальчиков в рот, развивается довольно редко. Ну, или такие случаи отличаются эпизодическим характером. Совсем другое дело обстоит с искусственниками.

Однако любой ребёнок может начать сосать палец, если желает таким способом успокоиться. Так он хочет вспомнить о тех приятных минутах, когда мама держала его на ручках и кормила грудным молочком либо смесью из бутылочки.

Обычно специалисты не советуют бить тревогу, если подобная вредная привычка имеется у ребёнка младше 3 лет. Да и, скорее всего, эта странность исчезнет уже совсем скоро, поскольку подросшие дети могут расслабляться и успокаиваться другими способами.

Что делать родителям?

Рекомендаций по исправлению привычки множество, однако некоторые из них довольно радикальные и даже могут навредить малышу. Чаще всего психологи советуют занимать детей, к примеру, лепкой, собиранием мозаики или конструктора. Это позволит одновременно и нагрузить детские ручки, и успокоить нервную систему.

Приверженность ритуалам

Примерно в полуторагодовалом возрасте у детей нередко возникают определённые ритуальные действия, которые выполняются каждодневно. К примеру, одни малыши тщательно выставляют игрушки в рядок или желают одеваться по строгому алгоритму (сначала обязательно кофточка, а уже потом колготки). Если данный ритуал нарушить, ребёнок выходит из себя, злится и устраивает истерику родителям.

Откуда берётся такая странная привычка? Маленькие детишки стремятся жить в упорядоченном пространстве, в стабильном состоянии. Подобные желания и поступки абсолютно естественны, тем более что часто это происходит в форме игры.

Беспокоиться нужно в том случае, если ребёнок одержим ритуальными действиями, при этом интерес к другим занятиям и общению с ровесниками или взрослыми полностью или частично отсутствует. Подобная странность может свидетельствовать об аутичных наклонностях.

Что делать родителям?

Если кроха активен, развивается нормально, интересуется окружающим миром, но при этом выполняет некоторые ритуальные действия, особенно беспокоиться не о чем. Но, если родителей тревожит такое поведение (либо звучат другие «звоночки»), следует обратиться за квалифицированной помощью.

Исследование своего тела

Изучение собственного тела принимает разные формы. Самое простейшее – это ковыряние в носу, ухе или пупке. Ребёнку очень интересно, что находится там, внутри. Данную привычку вообще сложно назвать странностью, если, конечно, малыш не делает это на публике, причём напоказ.

Иное дело – изучение и касание интимных мест. Подобная особенность может возникнуть совсем рано – буквально в 7 — 8-месячном возрасте, когда с крохи снимают подгузники и он, наконец, может заняться внимательным исследованием скрытых прежде органов.

Повзрослев, ребёнок начинает повторять подобные действия, поскольку получает некое удовлетворение от прикосновений. При этом следует понимать, что подобные реакции не являются отклонением, если носят единичный и непубличный характер. Ненормально, если малыш стремится часто трогать себя, причём отказывается от игр с ровесниками, других занятий.

В качестве заключения

Отдельные странные привычки беспокоят взрослых, однако не являются чем-то страшным и ужасным. К примеру, если ребёнок в особо напряжённые мгновения раскачивает головой, скорее всего, он просто так успокаивается и снимает тревогу.

Другие странности связаны с неподобающим поведением, когда, например, малыш ковыряет в носике в общественном месте. Но в любом случае важно выстраивать правильную стратегию поведения, которая исключает давление на малыша.

Прежде всего, психологи советуют успокаивать малыша, снимать его тревогу и беспокойство различными подручными способами. Главное – не смеяться над привычкой и ребёнком, иначе у него возникнет недоверие к родителям и неверие в благожелательность окружающего мира.

Но, если вы замечаете какие-либо отклоняющиеся особенности, чрезмерное нарастание интенсивности нежелательных или странных действий, важно незамедлительно обращаться за квалифицированной психологической поддержкой и, возможно, медицинской помощью.

Вырабатываем полезные привычки у детей

Что мешает привычкам стать привычками

С вято место, пусто не бывает. Если не сформировать ребёнку полезные привычки, то их место быстро займут вредные.

Каждому родителю знакомы следующие ситуации:

малыш забегает на кухню, хватает еду, жадно её ест. На вопрос: «Руки вымыл(-а)?» – стыдливо отворачивается или начинает спорить, отвечая: «Ещё вчера!»;

ребёнок собирается в школу, а на голове хаос из волос. Можно даже не спрашивать про то, видел ли он расчёску с утра;

перед сном целуя ребёнка, чувствуешь, что зубной пастой даже не пахнет, хотя вечером также нужно чистить зубки, как и утром.

Как же помочь ребёнку привыкнуть к полезным действиям и выполнять их регулярно, а не время от времени? Секретов несколько. Меньше повторять ошибок и больше задумываться о том, как вовлечь своего ребёнка в нужный образ жизни.

4 основные ошибки при выработке полезных привычек

1. Отсутствие постоянства. Если ребёнку постоянно менять правила игры, то ему будет очень сложно сориентироваться. С привычками так же. Когда вы учите ребёнка застилать кровать, это требование должно работать и дома, и в гостях у бабушки, и в гостинице на отдыхе.

2. Критика. К сожаению, негативный пример не учит, как правильно. После слов «Ты всё делаешь не так!» у ребёнка только останется впечатление, что у него всё не получается. Стоит уточнить, что именно не удаётся малышу, а потом показать правильное действие. «Ты слишком быстро почистил зубы, давай чистить дольше и аккуратнее. Зубной пасте нужно время, чтобы помочь твоим зубам».

3. Невыполнение своих требований. Когда мы требуем от малыша умываться по утрам, а сами ходим целый день неумытые, это не очень понятно ребёнку. Ему кажется, что мы заставляем его делать то, что сами не считаем важным. «Что я, самый глупый что ли? Сами не умываетесь, а я должен?» – это частая реакция детей на замечания родителей.

4. Отсутствие подкрепления. После любого действия должна быть обратная связь. Моменты, когда мы не получаем оценки, пролетают мимо внимания. Ребёнка следует похвалить за то, что он сделал. А ещё лучше научить самому хвалить себя за верное действие. Помыл руки – улыбнулся и сказал: «Я – молодец, чисто вымыл руки».

Что делать, чтобы привычка стала нормой

Вот важные правила, которые помогут привить ребёнку полезные привычки:

1. Будьте примером для детей.

Все малыши хотят быть похожими на родителей. Уже в более позднем возрасте они начинают смотреть на окружающих, а пока мама и папа – это весь их мир. Поэтому они такие «повторюшки». Это качество заложено в нас природой. Малыши копируют то, что делают взрослые. Так человечество выживает. Ведь поведение говорит о том, что, повторяя образ жизни, можно дорасти до такого возраста. Помните, пример важнее, чем слова.

Если мама курит около вытяжки на кухне и просит ребёнка не курить, потому что это вредно, ребёнок, скорее всего, будет страдать зависимостью от сигарет. В этой ситуации работают два стимулятора – слова и действия, которые противоречат друг другу. Но дети перенимают именно пример, что видят их глаза, чувствует тело. Если бы слова влияли на воспитание так сильно, как мы того хотели, то мы все давно делали бы зарядку по утрам, не ложились спать поздно, ели меньше сладкого и так далее.

2. Вовлекайте детей в действия.

У ребёнка до 7 лет обучение лучше идёт через игру. Почему бы не поиграть в чистку зубов или мытьё рук? Для девочки это может быть «завтрак для принцессы»:

– Всем известно, что принцессы кушают еду чистыми руками, ложатся спать с чистыми зубками, ходят на улицу в чистой одежде. Ты же принцесса? Давай, так и будем делать!

С мальчишками можно всегда поиграть в мойку для машин:

– Ну что, ребята? Кто свои «колёсики» (ручки) вымоет в ванной быстрее? А сапожки в мойку кто отнесёт? А ну-ка с зубной пастой помоем зубки, как в настоящей мойке! Сейчас поедем на заправку супчиком и картошкой!

Когда вы будете сами получать удовольствие от полезных привычек, дети обязательно захотят присоединиться. Радость от расчёсывания волос, умывания с визгами радости привлечёт внимание малыша. Попробуйте сопровождать свои действия эмоциями на виду у малыша: подойдите к зеркалу, расчешите волосы, охните и скажите: «Какая я теперь красавица!». Результат не заставит себя ждать.

3. Рассказывайте о цели действия.

Нам не очень нравится, когда нас используют вслепую. И детям тоже. Им важны ответы на вопросы: «Почему?», «Зачем?». Познакомив детей с целью, вы даёте им не только возможность проверять результат, но и понимание того, насколько важны эти процедуры. Например, зубки чистят, чтобы они блестели, вкусно пахли, были крепкими (после чистки зубов предложите ребёнку улыбнуться в зеркало, посмотреть на блеск, чистоту, пощёлкать зубками).

О церемониях и правилах игры

Очень важно помнить, что привычка – это то, что требует закрепления. Деткам нужно повторять действия изо дня в день минимум три недели, а иногда и дольше. Обязательно учитывайте особенности малыша: если ребёнку сложно справляться самостоятельно, то продолжайте помогать. Вот чистить зубы ребёнку иногда приходится до 8 лет. Потому что некоторые дети ещё не умеют так шевелить своей кистью руки, как взрослые. Это нужно учитывать.

Вводите в жизнь привычки постепенно, по одной. Так будет проще вам и ребёнку.

Создавайте малышу такие условия, в которых выполнить действие будет проще и интереснее, чем забыть про него. Например, купите красивую зубную щётку и поставьте песочные часики, чтобы засекать время, или возьмите необычное мыло для рук. Многим деткам нравится жидкое или прозрачное глицериновое мыло. Сделайте так, чтобы, увидев эти предметы, малыш сам хотел повторять полезную привычку.

Ну а если ваш ребёнок ещё совсем кроха, то всё равно приучать к режиму стоит уже сейчас. Получается, что вместе с ним вы и у себя формируете полезную привычку. Ведь даже в роддоме просят мам умывать личико малышей ватными дисками, промывать глазки, чистить носик, мыть ручки в определённое время. Это прекрасная основа для полезных привычек в старшем возрасте.

Режим – не жизнь по часам, а понимание последовательности того, что за чем идёт, создание привычного стиля жизни.

Надеемся, что вам помогут наши советы, и вы сможете выработать у вашего ребёнка полезные привычки, стать увереннее в себе, заложить фундамент для крепкого душевного и физического здоровья.

Составить материал помогла логопед, коуч Ларина Елена Анатольевна
(Skype: Larina Elena Фея)

7 ужасных привычек, которым вы неосознанно учите детей

Проверьте себя по нижеследующему списку вредных привычек, это может стать сигналом для того, чтобы внести изменения в свою жизнь.

Родитель – это первый и главный учитель в жизни ребенка, а также его ролевая модель. Ваши дети учатся у вас, как справляться с жизненными неурядицами, делать правильный выбор, взаимодействовать с другими людьми и быть ответственными за свои поступки. Никто не идеален, поэтому сделать шаг назад и посмотреть, какой пример ты подаешь своему ребенку – это хорошая идея. Проверьте себя по нижеследующему списку вредных привычек, это может стать сигналом для того, чтобы внести изменения в свою жизнь.

1 Быть слишком самокритичными.

Высокая самооценка начинается с родителей, которые своим примером показывают, что нужно ценить себя таким, какой ты есть. Вместо того, чтобы в очередной раз указывать на свои огрехи, лучше посмотреть на себя в зеркале и попробовать похвалить таким образом, чтобы дети это слышали и могли отметить для себя. В следующий раз поделитесь с детьми своей победой в чем-то, а не неудачей, и поощряйте их поступать таким же образом.

2 Быть слишком привязанным к электронике.

Дети не должны видеть родителей, приклеенных к смартфонам, телевизорам и социальным сетям, только если это не является работой. Когда вы рядом с детьми, нужно приложить усилие и отложить гаджеты в сторону, сосредотачиваясь на человеческом общении. Вместо наблюдения за новостными сводками лучше поиграть всей семьей в настольные игры, научить дочку красить ногти и почитать.

3 Сплетничать о членах семьи и друзьях.

Сплетни это одна из тех привычек, которые легко появляются, но от которых сложно избавиться. И это определенно плохой пример для детей. Вместо сплетен после посещения родственников или друзей нужно сфокусироваться на том, какие интересные вещи вы там сделали, увидели и услышали, похвалить убранство их дома, предложенные угощения и т.д.

4 Неуважительно относиться к супругу.

Проявляя неуважение в семье, даже в форме шутки, можно привить ребенку быть может самую плохую привычку в отношениях и неосознанно заставить их копировать такую манеру в адрес уже родителей – вас. Заметить эту привычку в детях можно во время их игр или, в случае подростков, во время завязывания их первых отношений. Но в это время будет уже поздно что-то исправить. Обращаться с супругом нужно так, как хотелось бы, чтобы дети потом общались в своих будущих семьях. Это не значит, что всегда нужно соглашаться друг с другом во всем, но также это и не подразумевает грубости и оскорблений.

5 Невнимательное вождение.

Нельзя отвлекаться, нужно помнить, что дети – самое дорогое, что есть в жизни. Набирание сообщений, попытки перекусить, крики на других водителей – вот те вредные привычки, которые могут быть опасны и для вас, и для детей. Если нужно отправить сообщение или съесть завтрак, необходимо съехать на обочину и сделать это спокойно, не подвергая никого опасности.

6 Нездоровое питание.
Вы едите в состоянии стресса или когда грустно? Вы не едите салат во время основного приема пищи? Скорее всего, эти привычки передадутся и детям. Семейные пищевые привычки практически невытравимы, поэтому нужно поощрять детей есть не спеша, привлекать их к походам за магазином и готовке еды. Для блага своих детей и общего здоровья нужно знать, как и что вы едите.

7 Игнорирование фитнеса.

Физическая активность и здоровое питание идут рука об руку, и если ваши дети видят, что забота о своем теле важна для вас, они будут вдохновлены этим и станут поступать так же. Важно стать примером для детей в области тренировок, дать им возможность выбрать вид спорта по душе и сделать так, чтобы они воспринимали физическую активность весельем, а не обязанностью. Одно дело – сказать детям, что нужно играть на свежем воздухе, и другое – пойти с ними и вместе погонять мяч по двору или полчаса покрутить обручи. Даже несколько минут фитнеса принесут очень много здоровья и вам и вашим детям.

Вредные привычки у детей. Как избавиться быстро?

Вредные привычки у детей – вам это знакомо? Мне знакомо, да и многим родителям тоже.

Статью о том, что такое вредные привычки детей и подростков а также профилактика и избавление от вредных привычек у детей вы можете прочитать в этой статье.

1 привычка. Брать в рот посторонние предметы (карандаш, ручка, монеты, пуговицы и т.д.).

2 привычка. Ябедничание.

3 привычка. Сосание пальца.

4 привычка. Ковыряние в носу.

5 привычка. Брать чужие вещи (воровство).

6 привычка. Зависимость от ПК и телевизора.

7 привычка. Обзывание других людей.

8 привычка. Курение, употребление алкоголя, наркотиков.

Любая привычка – это склонность, которая с течением длительного времени превратилась в неосознанную потребность. Далее рассмотрим основные вредные привычки детей и способы их искоренения.

1 привычка. Брать в рот посторонние предметы (карандаш, ручка, монеты, пуговицы и т.д.).

Акцентировать внимание в тот момент, когда ребенок берет в рот посторонние предметы, останавливать ребенка и самому ребенку контролировать этот процесс.

2 привычка. Ябедничание.

Маленькому ребенку нужно объяснить разницу между ябедничанием (кто-то плохо поступил, забрал игрушку) и просьбой о помощи (кто-то попал в беду, поранился). Объясняем ребенку, что взрослым важна полезная важная информация, и что ребенок должен справляться со своими небольшими проблемками самостоятельно.

3 привычка. Сосание пальца.

В младенчестве данная привычка считается нормой. Но в возрасте старше 4-х лет сосание пальца уже превращается во вредную привычку. Стыдить и наказывать ребенка не стоит. Важно определить моменты, когда ребенок начинает сосать палец. Во время таких моментов важно обнять ребенка, отвлечь, и объяснить почему вредно сосать палец. Сделать жизнь ребенка более интересной, разнообразной.

4 привычка. Ковыряние в носу.

Такая привычка не только не эстетично выглядит, но и приносит детям вред. Дети случайно выдергивают волоски в носу, защищающие нос от пыли и грязи. Часто дети лезут в нос, так как в носу ощущают сухость слизистой поверхности и зуд. Родителям можно купить увлажнитель воздуха или расставить в комнатах ёмкости с водой. Важно научить ребенка пользоваться носовым платком. Этого будет достаточно.

5 привычка. Брать чужие вещи (воровство).

В детстве многие дети не понимают, что брать чужие вещи нельзя. Можно обсудить с детьми такие рассказы, как Аленький цветочек», «Мишуткин мячик», рассказывающие о воровстве. Важно не просто почитать, а обсудить после прочтения или во время. Вопросы нужно задавать ребенку типа «Зачем герой взял чужой предмет», «Мог ли герой рассказа брать чужие предметы»? Школьники же воруют для того, что бы получить желаемый предмет или просто чтобы привлечь себе внимание взрослых членов семьи. Требуется таким образом разъяснить ситуацию ребенку, чтобы он понял, что будет после того, как его поймают за воровство.

6 привычка. Зависимость от ПК и телевизора.

У детей, которые долго сидят за ПК и телевизором, резко ухудшается зрение, появляется нарушение осанки. Единственный здесь способ изменения ситуации – занять ребенка другими занятиями (хобби, спорт, гулять во дворе, мероприятия с родителями).

7 привычка. Обзывание других людей.

Нецензурные слова, обзывание дети узнают еще в детском саду. Наверное, и у ваших детей были такие словечки… Что же с этим делать? Можно поиграть в игру «Ругательство цветами», «Ругательство овощами», когда плохие слова заменятся на цветы или овощи. Так вредная привычка быстро искоренится, а негативная энергия выйдет в виде игры и юмора.

Подростки чаще всего показывают друг перед другом, что они такие же, как и все, «тоже могут материться», примыкают и доказывают своё право быть в группе подростков. Лучше объяснять ребенку на бытовом уровне, что означают плохие слова. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не употреблял «грязные» слова, то и сами их не употребляйте, со временем такая привычка у ребенка пройдет сама.

8 привычка. Курение, употребление алкоголя, наркотиков.

Данные привычки являются самыми вредными и опасными из перечисленных выше. Опыт курения возникает у детей всё раньше и раньше. Чаще всего данная привычка возникает в связи с любопытством ребенка изведать необычные ощущения. Узнав о подобном «опыте», родителям нужно всегда быть начеку и не только объяснять ребенку вред данных привычек, но и показать легкие курильщика, другие наглядные примеры последствий употребления сигарет, а также алкоголя и наркотиков.

Более подробно про эти привычки поговорим в других статьях моего блога, так как данная тема очень обширна и в данной статье не охватить все направления излечения.

Кстати, на тему вредных привычек у меня есть еще одна статья “Вредные привычки детей и подростков. Профилактика и избавление”.

Ниже предлагаю посмотреть видео на тему “Невесёлые петарды” о том, как обезопасить своего ребенка при взаимодействии с петардами.

Вредные привычки у ребенка

Сосание большого пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец. Ёрзанье на стуле, ковыряние в носу, привычка сутулиться или чрезмерная жестикуляция. Большинство из подобных привычек не представляют никакой опасности, но плохо то, что со временем окружающие будут смеяться над ребенком. А если это станет взрослой привычкой, может оказаться серьезной помехой в жизни.

Директор крупной компании на совещании в носу ковыряться не должен. Президент Грузии едва ли должен даже в трудной ситуации жевать свой галстук.

Если у вашего ребенка одна-две вредные привычки, и выражены они не сильно — это значит, что у вас нормальный ребенок, а вы отличные родители. Конечно, вы потихоньку будете своего ребенка от этих привычек отучать, приучать к более адекватному поведению, и можете быть уверены: через месяц, через год или несколько лет все эти привычки у вашего ребенка исчезнут. Все — в порядке!

Другое дело, когда у вашего ребенка вредных привычек много, если уходит одна — на смену ей приходит другая, и с возрастом ситуация как-то не улучшается — это ситуация более трудная. Диагноз: вы ребенка запустили, и хорошими родителями вас назвать трудно. Вредные привычки вашего ребенка — сигнал о том, что у вас в семье и в жизни ребенка не все хорошо, и подсказка вам о том, что собой и ребенком нужно заниматься.

Можно, конечно, и не заниматься, только тревожиться и ругаться на ребенка — но это значит, что со временем к вредным привычкам у вашего ребенка появится и проблемное поведение. А иногда — и отклоняющееся, и асоциальное. Сейчас сосет палец, а через 10-15 лет будет сосать пиво. Сейчас все тащит в рот, а через какое-то время будет тащить вещи из дома. Если не будете ребенком и собой заниматься, участковый вам будет рассказывать, что у подростков наркотиков быть не должно. Да? Такие перспективы вам не нравятся? Значит, все-таки пришла пора ребенком заняться.

И третий раз подчеркнем: заняться ребенком — значит, заняться собой.

— Он просто у меня ненормальный какой-то, — уже несколько минут жалуется мать, гневно посматривая на ревущего малыша. — Три года исполнилось на той неделе, а он, как маленький, сосет палец. Сколько я ему говорила, сколько я ему объясняла. Все понимает, а делает мне назло. Недаром я не хотела иметь детей. Одни лишь хлопоты и недоразумения.

Такая мама может жаловаться еще хоть несколько часов, но двух последних фраз ее достаточно, чтоб выявить причину навязчивой привычки у ребенка. Он нежеланный и нелюбимый — и это главный пусковой механизм. Любой малыш интуитивно чувствует даже завуалированную нелюбовь. А если явное неприятие? Ребенку — плохо, а сосание пальца его естественным образом успокаивает.

Дурные привычки чаще появляются там, где ребенку — плохо. Отсутствие ласки и теплоты при общении с ним, ссоры родителей, их конфликты, разводы, предоставление малыша самому себе. Впрочем, бывают и другие причины, более медицинского характера. Например, сосание пальца чаще демонстрируют ослабленные болезнями дети, дети с частыми простудными заболеваниями, глистными инвазиями, кишечными инфекциями и невропатией. При алкоголизме родителей предпосылкой этой привычки может быть минимальная мозговая недостаточность.

Дети могут сосать не только палец, но и угол одеяла, а также другие попадающие под руку вещи, правда, обычно одни и те же. Одновременно с сосанием пальца многие малыши делают и еще какие-нибудь навязчивые движения (гладят уши, ковыряют в носу, «шмыгают носом», облизывают губы и т. д.). Очень часто эти движения закрепляются по типу образования условных рефлексов. Например, повторяющийся по нескольку раз в год насморк переходит в привычку «шмыгать носом», а часто пересыхающие губы — к облизыванию их. Чем старше ребенок, тем явственнее и момент подражания.

Привычка грызть ногти обычно появляется позже, начиная с 4-5 лет. Ногти «сами» грызутся и «сами» кусаются, дети даже не знают «когда». А «когда» — это или волнение, или же возбуждение, приносящее беспокойство. Разговор, выступление, ожидание, просмотр фильма — все тревожащее ребенка может сопровождаться грызением ногтей, особенно в тех случаях, когда малыш честолюбивый, а мама с папой хотят в нем видеть «вундеркинда», перегружая его интеллект. И этим усиливая нервное напряжение ребенка, превращая все в заколдованный круг. С одной стороны, родители возмущены «дурной» привычкой дошкольника и требуют ее прекращения, с другой — своими требованиями усиливают ее. Конечно, это не дело.

А что будет — дело? Воевать с дурными привычками — то же самое, что воевать с собственной тенью, если она вам кажется сутулой. Не с сутулой тенью нужно воевать, а себя распрямить. Если наведете порядок в своей жизни и станете хорошим родителем — вредные привычки будут исчезать практически сами. Именно об этом — заботьтесь в первую очередь. Ребенку нужно ваше спокойствие, доброжелательность, веселые игры вместе, похвалы и одновременно приучение к тому, чтобы он вас слушался. Об этом на Психологосе много специальных статьей, начинайте потихоньку перестраивать свою жизнь, а ребенок будет чутким показателем, как у вас идут дела.

Тем не менее, можно подсказать самые простые вещи под отдельные дурные привычки.

Дергает волосы? Не пугайте ребенка «Что ты дергаешь свои волосы, скоро совсем лысой останешься!», нет, напротив успокойте: «Дергать волосы не вредно, это просто тебе же больно. А так от дерганья волос улучшается кровообращение, детки становятся умнее. Лучше все-таки волосы расчесывать почаще, тогда и умнеть быстрее будешь, и это приятнее, чем себя дергать. Попробуй!»

Если сосет пальцы — забинтовывать пальцы плохая идея, мазать их неприятными веществами — можно попробовать, но тоже помогает редко. Творческие родители могут придумать какую-нибудь захватывающую ролевую игру, например, в парикмахерскую, но где делают маникюр только детям с красивыми ногтями и не влажными пальчиками. Были случаи, когда помогало парадоксальное задание: «Соси свои пальцы специально! Я могу делать это вместе с тобой. Пять минут сосания — начали!», но такое задание может помочь только в том случае, если это звучит не как наказание, а как помощь в том, чтобы ребенок начинал это свое действие замечать.

Обязательно прочтите прекрасный фрагмент из работы Милтона Эриксона, где он помог ребенку, внушив ему уверенность в себе — и одновременно дав установку, что скоро сосать пальцы он сам прекратит.

Грызет ногти — нужно помочь в учебе, чтобы ребенок был уверен в себе. Полезно чаще его подбадривать и внушать уверенность в себе. Кстати, неплохо помогает исключить на время возбуждающие мероприятия, типа просмотра захватывающих фильмов и чтения страшных сказок. Тут два смысла — и перевозбуждаться ребенку не следует, и создать ситуацию, когда грызение ногтей оказывается ребенку привычкой невыгодной. Действительно, из-за каких-то ногтей лишать себя классных фильмов? Нет, тут можно и постараться!

И попробуйте вот что: если у ребенка есть дурная привычка грызть ноги или накручивать волосы на пальцы, реагируйте на это не несчастным или недовольным лицом, а веселой требовательностью: «Делаем Солнышко! Улыбочка!». Если ребенок в момент грызения ногтей или вырывания волос начинает светло улыбаться, это, оказывается, часто действительно чудесным образом помогает!

5 самых вредных привычек годовалого ребенка. Как реагировать маме?

Вроде ничего такого и не натворил, а мама закипает… Из-за такого крохи? Не рановато ли, мамочка? Ребенок еще маленький, и говорить о формировании вредных привычек пока нельзя. Но что делать и как реагировать, если у малыша проявляются какие-либо повторяющиеся действия, которые уже не умиляют вас (хотя поначалу вызывали улыбку или смех), а начинают мешать, раздражать?

Откуда берутся эти «вредные» привычки у грудничка, есть ли в них что-то полезное или их нужно искоренять?

1. Не слезает с ручек

Малыш начинает признавать только маму и ее руки, отталкивая других родственников.
Возраст: с 7–8 месяцев до 13–15 месяцев
Почему это происходит? Так начинает проявляться инстинкт самосохранения — ребенок делит мир на знакомое и незнакомое. Он учится дифференцировать тех, кому можно доверять, и тех, кого стоит опасаться.

Формируется ближайший круг, в него входят те, кто чаще бывает с малышом, чье поведение ему понятно. Те, кто умеет исполнять его желания правильно, помогает. Как ни странно, такое поведение ляжет потом в основу дружбы и любых социальных взаимодействий.
Что предпринять?
Не нужно бороться со страхом незнакомцев — это нормальный этап психического развития крохи.
Позвольте привыкнуть к новым людям — не передавайте малыша слишком быстро в чужие руки. Пусть родные и друзья играют с ним, когда он на своей территории (на игровом коврике, у вас на руках).
Чаще держите ребенка не на руках, а рядом, не теряя при этом тактильного или аудиального контакта — поглаживайте его по животу или спинке, массируйте ручки-ножки, говорите с ним, напевайте что-то.
Привлекайте других родственников к кормлению, прогулкам или купанию, чтобы малыш знал: окружающий мир — это не только мама.
Важно! После 15 месяцев страх не прошел? Чаще выходите в свет, увлекайте кроху самостоятельной игрой, знакомьте с детьми чуть старше, которые будут ему интересны, но не отказывайтесь от совместного сна.

2. Ребенок все тянет в рот

Он начинает не только сосать пальчик (как делал еще в утробе), прорезыватели или соску, но и обсасывать руки, ноги, одеяло и игрушки.
Возраст: с 3–4 месяцев до 1,5 лет
Почему это происходит? Так ваш малыш получает информацию об окружающем мире, изучает предметы — твердые они или мягкие, шершавые или гладкие, съедобные или нет.

Снимает дискомфорт при прорезывании зубов. Десенки у крохи в этот период сильно чешутся, таким образом малютка не только избавляется от зуда, но и уходит от неприятных ощущений, отвлекаясь на сосательные движения.
Успокаивается и избавляется от эмоционального дискомфорта, если нет возможности успокоиться у маминой груди. Дети тонко чувствуют любое напряжение вокруг. Если потребность в безопасности не удовлетворена, ребенок начинает сосать палец (или то, что попадется под руку как заменитель маминой груди), чтобы успокоиться, ощутить, что он защищен.
Что предпринять? Уберите все потенциально опасные, особенно мелкие и острые, предметы подальше от малыша.
Давайте крохе грудь по требованию: полностью удовлетворяйте его сосательный рефлекс.
Чаще обрабатывайте и мойте любимые «сосательные» игрушки, меняйте постельное и нательное белье и регулярно проводите влажную уборку, чтобы уберечь от бактерий.
Важно! Если после 1,5 лет привычка постепенно не сходит на нет, стоит серьезно задуматься, что вызывает эмоциональный дискомфорт ребенка.

3. Играет с едой

Новое развлечение — размазывать еду по лицу (своему и маминому), по столу, по стенам, лепить комочки, разбрызгивать еду по кухне, плеваться и переворачивать тарелки.

Возраст: с 7–9 месяцев до 2 лет
Почему это происходит? Малыш изучает свойства разных продуктов, консистенцию пищи: жидкая, твердая, кашеобразная.
Учится управлять предметами — с помощью игр с едой кроха может сам совершать действия, видеть последствия, экспериментировать. В такой игре он становится «взрослым», ведь он диктует свои правила. Это очень важно!
Отстаивает свои границы и осознает желания, учится управлять взрослыми. «Суп горячий, в каше комочки, и вообще у меня нет аппетита» — все эти «послания» можно передать маме посредством игр с едой.
Что предпринять? Не стоит кормить малыша с ложечки, так он не только не научится есть самостоятельно, но и откажется от взросления — стоит ему запустить кашей в стену, и мама тут как тут, выполняет за него его «работу». Просто помогайте ребенку, направляя руку ко рту.
Чем старше кроха, тем проще вовлечь его в уборку: это так интересно — повозить тряпкой по полу. Да-да, он не поможет по-настоящему, но станет аккуратнее.
Важно! Если и в 2 года ребенок ест как поросенок, обратите внимание на пищевые привычки других членов семьи: возможно, он берет с кого-то пример?

4. Пытается сбежать

Одеть малыша невероятно сложно, ведь он ни секунды не лежит спокойно, все время переворачивается, ловко выкручиваясь и уползая.
Возраст: с 9–12 месяцев до 1,5 лет

Почему это происходит? Ребенок физически развивается — освоил перевороты, ползание, и лежать во время одевания или смены подгузника ему скучно. Вот он и использует каждую минутку, чтобы потренироваться (и маму потренировать).
Сбрасывает энергию: у детей ее огромное количество. И ее нужно непрерывно тратить (иначе начнутся истерики, плач).
Что предпринять? Выбирайте более простые варианты: легче надеть подгузники-трусики, чем пытаться ровно застегнуть на уползающем карапузе липучки. Вместо кофточки, регланчика, ползунков, куртки и штанов — человечек и комбинезон.
Отвлекайте кроху, когда вам нужно провести какую-то манипуляцию: включите песенку, дайте игрушку.
Важно! После 1,5 лет «побег» — бунт против взрослого. Малышу что-то не нравится (например, одежда натирает или вы слишком нервничаете в процессе).

5. Бросается вещами

Роняет игрушку, требует, чтобы ее немедленно подняли, и снова бросает.
Возраст: 9–12 месяцев
Почему это происходит? Изменились представления об окружающем мире. Если раньше малыш верил, что вещь существует только тогда, когда он ее видит, то теперь стал догадываться, что она реальна и тогда, когда исчезает из поля зрения.
Так кроха устанавливает причинно-следственные связи: я уронил — мама подняла.

Ребенок учится управлять взрослыми. Осваивает принципы социального взаимодействия, догадываясь, что сделать, чтобы получить желаемое.
Что предпринять? Чем активнее участвовать в этой игре, тем больше она будет нравиться малютке. Но если мама перестанет поднимать и возвращать брошенное, интерес угаснет (что тоже плохо). Не стоит отказываться полностью от этой игры, но можно установить лимит (4–6 подъемов вполне достаточно, а потом займитесь чем-то другим).
Чтобы каждый раз не поднимать «потерянные» игрушки, привяжите их на ленточки и покажите, как подтягивать их к себе, только следите, чтобы кроха не запутался!
Важно! К году в норме карапуз переключается на что-то другое. Подобное поведение в более старшем возрасте несет манипулятивную функцию: ребенок показывает, «кто в доме хозяин». Задавайте четкие рамки и сотрудничайте. Он уже все может не только бросить, но и поднять САМ!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Ссылка на основную публикацию